27.06.2008 04:23
Общество

В Сахалинской области нет специализированных предприятий для инвалидов

Предприятию проще заплатить штраф, чем взять его на работу
Текст:  Виталий Дымов
Российская газета - Сахалин: №0 (4694)
Читать на сайте RG.RU

Федеральные и областные законы не помогают занятости людей с ограниченными возможностями. 

К такому выводу пришли участники совета по делам инвалидов при администрации Сахалинской области. Специалисты центра занятости, департамента соцзащиты и руководители региональной общественной организации, представляющей интересы людей с ограниченными возможностями, обсудили квотирование рабочих мест, ход реализации специальных программ, провели анализ федерального и регионального законодательства для инвалидов.

Скрытые возможности

Долгожданные пандусы и перила, сурдопереводчики, создание специализированного компьютерного класса, пополнение библиотек, бесплатная подписка на периодику… Все это поэтапно воплощается благодаря реализации двух областных законов, принятых за последний год, - "О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов, проживающих в Сахалинской области" и "Об областной Целевой программе обеспечения доступа к информации и объектам социальной инфраструктуры 2008-2013 гг.".

Эти законы - работающие, облегчающие жизнь инвалидов. В то же время слабо работают федеральные и областные нормативно-правовые акты, гарантирующие занятость инвалидов.

По данным соцзащиты, в области проживает 30761 инвалид. За последние пять лет количество их возросло на 5,8 процента. Политика государства,  строящаяся на концепции активного включения инвалидов в жизнь общества, в реальности сталкивается с большими трудностями. Конкуренция на рабочие места существует даже среди здоровых и молодых граждан, чего уж говорить о людях с ограниченными возможностями. В области нет специализированных предприятий для инвалидов, а в создании для них рабочих мест руководители коммерческих предприятий не заинтересованы.

Выбираю штраф

Так мог бы сказать любой руководитель, имеющий возможность, но не желающий трудоустроить инвалида. Он прекрасно знает, что, нарушая закон, он из двух зол выбирает наименьшее для своего предприятия.

Вот как объясняет ситуацию Светлана Коновалова, директор Центра занятости города Южно-Сахалинска:

- В областном Законе "О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Сахалинской области", принятом в 2005 году, установлена квота для предприятий, где численность работников составляет более 100 человек. Количество рабочих мест для инвалидов определяется работодателями самостоятельно, но не менее 2 процентов. Но, как показала практика, закон этот почти не работает. Штраф за отказ руководителя принять инвалида по квоте - от 2 до 3 тысяч рублей. Сумма несоизмерима с той, что придется потратить работодателю на обустройство рабочего места, на выплату зарплаты… Поэтому законом не напугаешь, мы предпочитаем "давить" на сознание: приглашаем руководителей и кадровиков предприятий на наши координационные комитеты по занятости, устраиваем для них семинары. Пока могу сказать, что результаты мизерные. Лучше всего откликаются иностранные компании, им не надо объяснять необходимость трудоустройства инвалидов. Они берут к себе в штат и безруких, и колясочников. А российские предприниматели придумают массу причин, связанных с безопасностью, с тяжестью труда, которые потом все равно опровергнет суд.

Как сказала "РГ" руководитель управления федеральной службы занятости населения по Сахалинской области Ольга Кучинская, из 250 инвалидов, обратившихся к ним за последнее полугодие, трудоустроена только половина. Сейчас совместно с прокуратурой области ведется проверка предприятий, попадающих под действие областного закона о квотировании мест для инвалидов. Результаты печальные: из пяти проверенных предприятий нормативам следует только одно - областная больница.

Если сегодня инвалид получает любимую, да еще и хорошо оплачиваемую работу, это прежде всего свидетельствует о незаурядном характере самого соискателя. "РГ" уже писала о о колясочнице, южносахалинке Даше Осодоевой, которая попросила содействия в трудоустройстве, написав президенту страны. А безрукий юноша Костя Никулин из села Яблочное обратился к вице-губернатору области. Оба благодаря вмешательству властей трудоустроены. Даша, закончившая гуманитарный институт, занимается мониторингом, а выпускник университета Костя, ногами работающий на клавиатуре, трудится переводчиком. Кстати, работодатели ими довольны.

Не деньги главное

А председатель Сахалинской  ассоциации инвалидов Василий Кравцов считает, что федеральное законодательство никак не стимулирует инвалида к труду. Например, федеральный закон о монетизации льгот. В соответствии с ним получается, что инвалид, трудоустроившись, теряет государственные выплаты, а они зачастую значительнее, чем зарплата.

И все-таки наиболее активная часть людей с ограниченными возможностями мечтает о работе. Как единодушно считают психологи, работающие в центрах занятости, главное в этих мечтах - не зарплата. Они очень хотят быть в коллективе, реализоваться. Для них работа - шанс стать полноправными членами общества, ощутить свою социальную значимость.

Участники обсуждения проблем инвалидов, состоявшегося в департаменте соцзащиты, прекрасно это понимают. Они решили менять ситуацию, подготовив предложения о корректировке плохо работающих законов. Но прежде сотрудники департамента соцзащиты проведут до 1 января 2009 года анкетирование 10 тысяч инвалидов, чтобы определить, на каких предприятиях они бы хотели работать и какой профессией овладеть.

Кстати

По данным статистики, в области 215 предприятий с численностью работников более 100 человек, на которых трудятся свыше 60 тысяч сахалинцев и курильчан. В соответствии с законодательством на них могли бы работать примерно 1200 инвалидов. Фактически же число работников с ограниченными возможностями на этих предприятиях составляет 250 человек.

Соцзащита Сахалинская область Дальний Восток