Ранним утром, когда страна отсыпалась после футбольных баталий, тяжелая ракета-носитель "Протон-К" унесла в небо новый аппарат, серьезно повышающий возможности национальной системы предупреждения о ракетном нападении.
За стартом 700-тонной махины на космодроме Байконур наблюдал министр обороны Анатолий Сердюков.
На знаменитую орбитальную площадку посреди казахских степей он прилетел впервые и практически всю ночь накануне запуска колесил по военным и гражданским объектам. Праздным любопытством здесь не пахло. Дело в том, что к будущему году 5-й государственный испытательный космодром минобороны, больше известный как Байконур, должен быть расформирован. Многочисленные стартовые площадки, измерительные комплексы и всю остальную инфраструктуру, более полувека верой и правдой служившую военным, передадут в ведение Роскосмоса.
Правда, несколько воинских частей с отъездом на родину повременят. Пока на другом космодроме, в Плесецке, не начнет функционировать комплекс "Ангара", тяжелые носители вроде "Протона" продолжат выводить военные спутники в космос с территории Казахстана.
Кроме того, из байконурских шахт расчеты РВСН продолжат учебно-боевые пуски межконтинентальных баллистических ракет "Стилет" и "Сатана". В продолжении сроков эксплуатации этих МБР космодром в Казахстане играет первостепенную роль - испытывать их в России пока негде.
Тем не менее расформирование космодрома идет своим чередом, и министр обороны России посчитал необходимым узнать о сопутствующих выводу проблемах не из докладных записок, а непосредственно из уст начальника объекта и его заместителя. Что таких проблем хватало, была в курсе и "Российская газета". Пару лет назад военнослужащие Байконура буквально завалили редакцию письмами о безобразиях, творящихся в далеком гарнизоне. Больше всего людей беспокоило, что их уволят, не предоставив жилья на Родине. Речь тогда шла о судьбе нескольких тысяч людей. Опасения, к счастью, не оправдались, но для этого потребовалось личное вмешательство президента страны. По его поручению из бюджета дополнительно выделили 3 миллиарда 300 миллионов рублей - 2 миллиарда 700 миллионов целевым назначением пошли на строительство и покупку квартир для байконурцев, еще 600 миллионов - Росстрою под государственные жилищные сертификаты для военнослужащих космодрома.
Это, повторимся, было пару лет назад. Что мы имеем сегодня, корреспонденту "РГ" помог разобраться статс-секретарь, заместитель министра обороны Николай Панков. По его словам, до конца года в Московской и Ленинградской областях, а также в Калуге и Смоленске офицерам и прапорщикам Байконура выделят около 350 квартир. Будет им предоставлено жилье и в других регионах России. А почти полторы тысячи военнослужащих уже обрели собственный угол в тех местах, где они захотели поселиться после увольнения.
- Могу вас заверить, что прежнего ажиотажа на космодроме нет, - сказал Панков корреспонденту "РГ". - Есть, правда, некоторые коррективы, но они в основном связаны с тем, что люди поменяли первоначальные планы и хотят получить квартиру уже в другом месте. Эту проблему мы решаем индивидуально с каждой семьей.
По словам генерала, офицерам и прапорщикам, изъявившим желание продолжить службу на Родине, подыскали должности в космических войсках, Ракетных войсках стратегического назначения и ВВС.