Вчера в столице Югры Россия и Евросоюз дали официальный старт переговорам по новому соглашению о партнерстве - первые консультации пройдут уже на следующей неделе.
Полтора года оттягивалось начало разработки нового соглашения о сотрудничестве, которое должно было прийти на смену старому договору, срок которого истек в декабре прошлого года. Однако единой Европе все-таки удалось применить принцип евросолидарности и выдать Еврокомиссии мандат на ведение переговоров.
Президент Дмитрий Медведев, для которого этот саммит стал первым на посту российского лидера, даже с некоторым сожалением обратил внимание, что европейские принципы в последнее время становятся политическим инструментом. "Очень тревожной тенденцией стало превращение евросолидарности в инструмент решения проблем отдельных членов ЕС", - отметил он.
Чуть позже он был вынужден оговориться - он не жалуется, а просто указывает на тот факт, что проблемы - не в отношениях России и ЕС, а внутри самой Европы. "Чем шире становится ЕС, тем труднее следовать этому принципу", - подчеркнул Медведев. И высказал мнение, что без евросолидарности, возможно, было бы проще вести диалог с Брюсселем.
Но развязки, как показал последний опыт, все же достижимы. "Другой вопрос, что даже европейские механизмы могут оптимизироваться, - уверен президент России. - Но это не наше дело".
- Сегодня мы официально объявляем о начале масштабных переговоров по заключению нового соглашения, - заявил Дмитрий Медведев по окончании саммита. - Новое соглашение будет достаточно кратким, рамочным, без чрезмерной детализации.
То есть ровно таким, каким его и хотела видеть Москва. В отличие от того же Брюсселя еврочиновники, а главное - отдельные страны ЕС, еще совсем недавно хотели включить в соглашение целый список тем. При этом настаивали на том, чтобы они были прописаны достаточно детально.
Например, огромным было желание включить в новый документ развернутые принципы будущего сотрудничества в области энергетики, включая тезисы о необходимости соблюдения принципов Энергетической хартии и транзитного протокола. Россия, как известно, отказалась ратифицировать оба документа, мотивируя это тем, что следовать Хартии можно и без ее подписания.
К слову, энергетика, как обычно, стала одним из обсуждавшихся в ходе саммита вопросов. Но не в той мере, как это было раньше: видимо, здесь со взаимопониманием дела обстоят намного лучше. "Россия останется основным поставщиком энергоносителей для ЕС, а Европа для России - основным рынком, - подчеркнул председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу, но не удержался и снова вспомнил про Хартию, - новое соглашение должно отражать принципы Энергетической хартии".
Российское руководство это замечание оставило без внимания. Вместо этого Москва намерена сконцентрироваться на реализации конкретных энергетических проектов, в частности, на строительстве Северного и Южного "потоков". "Все эти проекты, ввиду своей значимости, будут доведены до конца", - заявил Дмитрий Медведев.
Европейцы ничего против двух газопроводов не имеют - за многие годы российской стороне удалось объяснить чиновникам из Брюсселя значение магистралей. Единственное, чего теперь хотят в ЕС, чтобы все проходило не во вред экологии.
В последнее время акценты в российско-европейском диалоге сместились от энергетики в другую плоскость, что нашло отражение и на 21-м саммите. Трения по таким вопросам, как размещение американской ПРО в Европе, конфликт вокруг соблюдения Договора об обычных вооруженных силах в Европе поставили на повестку дня тему безопасности.
Как известно, Дмитрий Медведев в начале июня предложил европейским странам собрать большую конференцию, на которой, отказавшись от всякого рода блоковых мышлений, разработать проект договора по общеевропейской безопасности.
"Совершенно очевидно, что общественная безопасность неделима, - заявил вчера российский лидер. - Она не может распадаться на блоки или союзы, обеспечиваться одним государством". Сегодня в мире существует несколько организаций, которые занимаются вопросами безопасности. Но ни ОБСЕ, ни НАТО, ни ОДКБ в видении Кремля не могут в полной мере решить проблемы. "Этот набор можно продолжать - мы не найдем ни одной универсальной организации", - уверял президент.
По словам главы российского МИД Сергея Лаврова, лидеры ЕС в целом заинтересовались этой идеей. "Много вопросов было задано о том, как мы видим реализацию этой инициативы, - рассказал он. - Идея состоит в том, чтобы собрать все страны и проинвентаризировать состояние дел в выполнении тех принципов, на которых сегодня строится евроатлантическая безопасность и на этой основе выработать механизмы, которые гарантировали бы незыблемость этих подходов".
Европейцы признавали право России на такую активность в этом деле. "Без России не будут решены вопросы безопасности, но и без ЕС их не решить", - считает верховный представитель ЕС по внешней политике и безопасности Хавьер Солана. Однако в очередной раз и сам Солана, и премьер председательствующей в ЕС Словении Янез Янша ловко уворачивались от вопросов по американской ПРО, выводя их с общеевропеского уровня.
В ответ Дмитрий Медведев заявил: "Европа - наш общий дом. Как государства-хозяева, мы должны помнить про обязательство по содержанию этого дома". И нельзя поручить соседям или другому богатому хозяину взять на себя эту обязанность. "Поэтому вопросы безопасности надо решать совместно", - уверен Медведев.
Недопустимы в этом "общем доме" и некоторые манеры поведения, которые демонстрируют отдельные его обитатели. Российское руководство вновь напомнило о ситуации с правами русских в Латвии и Эстонии, о героизации пособников нацистов и вообще о стремлении переписать историю Европы ХХ века.
- Нельзя забывать, что благосостояние, а порой и само существование отдельных государств стало возможно лишь благодаря огромным жертвам народов Советского Союза и других европейских народов, - указал президент России. - И в этом смысле победа над фашизмом является нашим общим духовно-нравственным достоянием. Попытки осквернить память о ней и доброе имя воинов-освободителей категорические недопустимы", - заявил Медведев.