30.06.2008 09:00
Власть

Президент Эстонии призвал российских финно-угров к самоопределению

Президент Эстонии призвал российских финно-угров к самоопределению
Текст:  Владимир Кузьмин
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4695)
Читать на сайте RG.RU

Пятый Всемирный конгресс финно-угорских народов, призванный эти самые народы сближать и решать их проблемы, на самом деле наполнился фактическими призывами к сепаратизму.

Слет финно-угорских народов стал традиционным мероприятием высшего государственного уровня. На него не просто съезжаются делегации 24 народов этой этнической группы, из которых 9 проживают на территории России, - мероприятие по традиции посещает и ряд высших государственных лиц. Вот и в Ханты-Мансийск приехали президент России Дмитрий Медведев, президент Финляндии Тарья Халонен и их коллега из Венгрии Ласло Шойом. Год назад на аналогичном съезде в Саранске также присутствовали лидеры этих государств, только Венгрию представлял премьер-министр Ференц Дюрчань.

На этот раз финно-угорский конгресс посетил еще один глава государства. В столицу ХМАО прибыл президент Эстонии Тоомас Ильвес. Зная не самые дружеские отношения Москвы и Таллина, визит Ильвеса выглядел необычно. К тому же президенты России и Эстонии не встречались вместе уже долгие 14 лет.

В субботу эта встреча наконец-то состоялась. И поначалу ничто не предвещало очередного российско-эстонского скандала. "Если эта беседа даст хоть какой-то позитивный импульс в политике эстонских властей, касающийся российско-эстонских отношений или других вопросов, в частности, относящихся к русскоязычному населению, мы будем очень удовлетворены", - отметил помощник президента России Сергей Приходько после двусторонней беседы лидеров.

Президент Ильвес высказался за снижение публичной риторики, касающейся двусторонних отношений, на что Дмитрий Медведев заметил, что известны многочисленные жесткие заявления президента Эстонии, касающиеся России, но действующий президент по этому вопросу не высказывался.

Позитивные ожидания российской стороны постепенно оправдывались. Тоомас Ильвес вместе с остальными президентами солнечным днем обходили "Город мастеров", знакомясь с укладом и бытом финно-угорских племен.

Однако грозе было суждено разразиться чуть позже - непосредственно на открытии конгресса, где предстояло выступить каждому из четырех глав государств. Первым на правах хозяина к трибуне вышел Дмитрий Медведев.

"Этот конгресс, который мы традиционно проводим вместе, является свидетельством искреннего и глубокого взаимного желания развивать наше сотрудничество, делать все во имя достойной жизни наших народов, их во многом уникальных традиций и культур", - заявил российский лидер.

По мнению российского лидера, финно-угорские народы на протяжении столетий смогли сохранить свою самобытность и традиционный уклад жизни, через века пронеся язык и обычаи предков. "Особо подчеркну, что, реализуя совместные проекты по защите национальных языков и традиций, вы помогаете сохранению идентичности финно-угорских народов", - отметил Медведев.

Российский лидер указал, что финно-угорские народы были органичной частью российской этнокультурной мозаики и вместе с другими народами участвовали в укреплении государства, осваивали его огромные природные богатства.

- Это тем более важно с учетом имеющих место политических спекуляций на эту тему, - заявил Медведев. - Как правило, этим, естественно, занимаются люди с самым поверхностным представлением о жизни финно-угров в нашей стране и при этом скрываются реальные факты ускоренной ассимиляции в некоторых европейских странах.

Вряд ли российский лидер мог знать, о чем собираются после него говорить остальные главы государств. Но словно на всякий случай предупредил возможные провокации. Речи президентов Финляндии и Венгрии были выдержаны в торжественном духе праздника. Чего не скажешь об эстонском лидере Тоомасе Ильвесе, который так и не оправдал утренние надежды российской делегации.

Президент Эстонии заявил, что финно-угорский вопрос станет неотъемлемой частью диалога России и Евросоюза. По его словам, ЕС уже направило полтора миллиона евро в Россию для поддержания финно-угорских народов, а сейчас действия ЕС направлены на защиту прав этих народов. Он также считает, что знание языка не должно стать ограничивающим фактором в вопросах развития национальностей и культуры: "Основной смысл - это сохранение языка народов, но достаточно ли этого для нас? Не истощится ли этот источник?"

Альтернативный источник он нашел незамедлительно. Своим финно-угорским братьям Ильвес поставил в пример историю самой Эстонии. "Наши поэты мечтали об эстонском государстве, и мы сделали выбор в пользу свободы и демократии, - заявил он. - Многим финно-угорским народам еще предстоит сделать такой выбор. Это видно на примере Эстонии - как только вы почувствуете вкус свободы, вы поймете, что это вопрос выживания, без которого нельзя обойтись".

Эффект от его речи, надо сказать, оказался незамедлительным.

- Ты слышала, - разговаривали в перерыве две женщины. - Он нам предлагает отделиться от России!

- А что, - был ей ответ, - нефти у нас много.

Долго ждать ответной реакции Ильвесу не пришлось. "Я считаю, что в очередной раз была предпринята попытка политизировать финно-угорский процесс, - заявил журналистам глава Комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев. - Во-первых, он говорил главным образом о политике, во-вторых, пусть и в очень закамуфлированном виде, я почувствовал некие призывы к финно-угорским народам России задуматься о собственном самоопределении".

Высказав удивление и разочарование речью Ильвеса, Косачев предположил, что президент Эстонии в очередной раз "не смог за деревьями увидеть лес".

Константин Косачев потом в кругу журналистов еще долго изумлялся поведению эстонского лидера.

- Теперь наши лидеры еще 14 лет не встретятся друг с другом? - поинтересовался корреспондент "РГ" у депутата.

- Наверно, да, - ответил Косачев.

Этими словесными выпадами скандал исчерпан не был, получив продолжение на второй день конгресса, когда Ханты-Мансийск уже покинул президент России. В своем выступлении Косачев решил проанализировать этническую политику государств финно-угорского мира. "Нельзя решать проблемы таким образом, чтобы они срабатывали на обострении этнических конфликтов", - заявил депутат.

И привел в пример две ситуации. Когда в 2005 году неизвестные избили председателя Всероссийского общественного движения марийцев Владимира Козлова, эстонские власти через Европарламент обратились к российскому правительству с требованием провести срочное расследование и прекратить дискриминацию марийцев. В то же время ничего подобного не было, когда в беспорядках в Эстонии, связанных с переносом Бронзового солдата, были избиты местные русские и погиб один молодой человек-россиянин.

"Это чистой воды политика, - констатировал Косачев. - России в отличие от новых государств на бывших территориях СССР нет необходимости в специальной политике по отношению к различным этносам. У нас нет проблемы с уживанием и добрососедством людей самых разных национальностей".

Делегация Эстонии во главе с самим президентом Ильвесом этот ответный удар пропустила и тут же покинула зал заседания и весь конгресс в целом, оставив на мероприятиях представителей в статусе наблюдателей. "На главу нашего государства была совершена прямая атака - ему ничего не оставалось, как встать со своего места и вместе со своим окружением выйти из зала", - заявила член эстонской делегации Иви Ээнмаа.

Совершенно забыв о том, что говорил президент Ильвес днем ранее, Ээнмаа в назидание подчеркнула, что конгресс - мероприятие не политическое и не должно было стать таковым, несмотря на участие видных политических деятелей России, Эстонии, Финляндии и Венгрии, в том числе президентов. О том, кто занялся на конгрессе политиканством, она по понятным причинам умолчала.

Президент Эстонии пошел тем же путем и попытался переложить все проблемы с больной головы на здоровую. "Я очень надеюсь, что одна невежливая и неуместная речь не смогла испортить такого значимого события, как пятый Всемирный конгресс финно-угорских народов", - приводит слова Ильвеса интернет-версия эстонской газеты Postimees.

Хотя к тому времени атмосфера конгресса уже была изрядно подпорчена самим Ильвесом.

Внешняя политика