С нуля часов 1 июля попавшие под "око" приборов фото- и видеофиксации нарушения скоростного режима будут наказываться в автоматическом режиме.
Соответствующий прибор, заметив нарушителя, определит номер машины и перешлет всю эту информацию в Центр обработки данных. Там номер в автоматическом режиме будет проверен по базе данных владельцев транспортных средств. Таким образом установят хозяина машины, на которой совершено нарушение правил. Ведь с завтрашнего дня за нарушения, зафиксированные этими приборами, будет отвечать уже не тот человек, который находился за рулем, а именно собственник автомобиля.
В постановлении указывается прибор, который зафиксировал нарушение, его данные и срок поверки, а также должность, ФИО того, кто рассматривал нарушение. Расписавшись в этом документе, инспектор запечатывает его в конверт и отправляет по почте с уведомлением о вручении автовладельцу.
В законе установлены сроки на исполнение постановлений: 10 дней - на обжалование и 30 дней - на оплату штрафа. Срок считается именно с момента вручения данного письма автовладельцу.
Если хозяин не собирается оспаривать данное решение, он может просто оплатить квитанцию, в которой нужно будет только указать свои ФИО, адрес и подписаться. Сумма штрафа вписывается в квитанцию автоматически.
Прибор почти не виден
На дорогах будут использоваться три типа приборов. Стационарные - такие уже установлены в некоторых местах города Москвы и на дорогах Краснодарского края, они также устанавливаются на нескольких участках подмосковных трасс. Из названия видно, что эти приборы работают круглосуточно в одной и той же точке. Пока их мало, но постепенно парк будет пополняться, а территория охвата - расширяться.
Передвижные приборы с виду - просто железные ящики на треноге. Однако внутри такого ящика может находиться камера. Ящик подключен к небольшому аккумулятору. Информация с этой камеры может передаваться как по оптоволокну, так и по каналу Wi-Fi.
Впрочем, такой ящик может оказаться "пустышкой". Как раньше было модно выставлять на обочине фанерный муляж инспектора или патрульной машины, так теперь будут выставлять и муляж приборов фото- и видео фиксаци.
Третий вид приборов - мобильные. Они уже знакомы большинству водителей, которые хоть раз попадались за превышение скорости. Ими оборудованы патрульные машины. Внешне - почти фотоаппарат, но другая начинка и другие задачи.
Эти приборы не могут работать в автоматическом режиме. Они выступают в роли помощников инспектора при выявлении нарушений. На основании их картинки сотрудник Госавтоинспекции вполне может оформить постановление-квитанцию на штраф или задержать права за более серьезное нарушение. Их показания - также аргумент для суда.
В гуманном режиме
Сейчас установленные в качестве эксперимента приборы фиксируют в среднем до пяти тысяч нарушений в сутки. Правда, серьезных нарушений, например превышение скорости более чем на 60 км/час, ими замечается не больше 10 в стуки. Обработать такое количество постановлений, пока система не отработана, будет довольно сложно. Поэтому поначалу ГИБДД планирует наказывать в автоматическом режиме только за серьезное превышение скорости, например начиная от 40 км/час. Отработав на таких нарушителях технологию выписки, доставки и получения штрафов, планируется снижать планку фиксации нарушений.
Проверка на трезвость
С 1 июля в нашем законодательстве появится четкая норма, кого считать пьяным. Допустимое количество алкоголя - 0,3 промилле в крови или 0,15 мг на литр выдыхаемого воздуха - теперь закреплено в законе.
Сразу оговоримся, что эта норма не разрешает употребить даже чуть-чуть чего-нибудь крепче кефира или кваса. Норма прописана, чтобы убрать лишние споры на дорогах и в судах.
Также появление четкой нормы дает возможность инспекторам при помощи специальных приборов - алкотестеров проводить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения прямо на дороге.
Приборы должны быть рекомендованы министерством здравоохранения и поверены в соответствующем порядке. Несколько обязательных условий для них: это функция распечатки и память. Прибор должен на месте, сразу после проведения теста, распечатать результаты на бумаге. В то же время данные о проведении теста и его результатах должны сохраняться в памяти прибора с тем, чтобы их потом можно было перенести в компьютер в подразделении ГИБДД и хранить положенное время.
Наличие памяти также устраняет возможность решения проблемы на месте. Если водитель пьян и прибор это показал, то у инспектора не будет никакой другой возможности решить дело, кроме как оформить его по всей форме. Ведь потом могут спросить по этому случаю: "Прибор зафиксировал пьяного, где протокол?".
Распечатка внешне напоминает кассовый чек. Только в нем указываются данные прибора, сроки его поверки, время проведения и результат теста. Более продвинутые приборы позволяют перед началом теста ввести данные водителя и машины. Остальные распечатывают "чек" с пустыми графами, куда инспектор заносит эти данные от руки.
Вся процедура освидетельствования у инспектора должна проводиться в присутствии двух понятых.
Если алкотестер показал 0,3 промилле и выше или 0,15 мг на литр и выше, то у водителя есть два пути. Либо согласиться с показаниями прибора, либо оспорить показания прибора и требовать прохождения медицинского освидетельствования.
Водитель может изначально отказаться от проведения обследования с помощью прибора и сразу потребовать направить его в медучреждение.
Впрочем, если прибор и не показал положительного результата, а у инспектора есть основания считать, что водитель в состоянии опьянения, то и в этом случае автомобилиста отправят на медицинское освидетельствование. Ведь помимо алкогольного опьянения его может "поразить" и наркотическое. Его инспектор на дороге не сможет установить с помощью алкотестера.