01.07.2008 02:30
Экономика

Евро-2008 принес сплошные убытки австрийским отельерам

Подведены финансовые итоги футбольного чемпионата
Текст:  Андрей Евпланов
Российская Бизнес-газета - : №0 (660)
Читать на сайте RG.RU

Первые экономические итоги чемпионата Европы по футболу в Австрии иШвейцарии у одних вызывают глубокое удовлетворение, у других - столь жеглубокое разочарование.

Командам-участникам повезло -184 миллиона евро выделено на их поощрение. Заметим, что четыре года назад сумма поощрения составляла 129 миллионов. За участие в финальном турнире каждая из 16 сборных получит по 7,5 миллиона. Выигрыш матча на групповой стадии принес командам по миллиону евро, а ничья - по 500 тысяч. Четвертьфиналисты за выход в плей-офф получают еще по два миллиона, а полуфиналисты - еще по три. Проигравший в финале пополнит свой счет на 4,5 миллиона, чемпион же - на 7,5.

Нынешний турнир - далеко не первый, в бюджет которого заложены расходы на благотворительность. Так, например, на предыдущих чемпионатах футболисты, признававшиеся лучшими в каждом матче, получали право жертвовать в пользу любой организации или учреждения по своему выбору определенную сумму, выделенную спонсорами. А в рамках Евро-2008 разработан целый пакет социальных и благотворительных программ, включающий пять направлений, на которые в общей сложности выделено порядка двух с половиной миллионов евро.

312 с половиной тысяч пошло на финансирование кампании "Вместе против расизма". Важной социальной проблеме - борьбе с ксенофобией и расовой нетерпимостью - будут полностью посвящены два игровых дня чемпионата, а также пройдет еще ряд мероприятий, включая уличные футбольные турниры и информационные кампании.

375 тысяч евро было выделено на создание так называемых фан-посольств. Во всех восьми городах открыты представительства болельщиков, помогающие гостям турнира сориентироваться в чужой стране. Помимо этого для болельщиков каждой сборной открыты мобильные представительства, перемещающиеся от стадиона к стадиону.

И, наконец, важную роль играет сотрудничество УЕФА с Международным Комитетом Красного Креста, который является официальным партнером Евро-2008 по благотворительности. УЕФА будет поддерживать благотворительную акцию "Забей гол в пользу Красного Креста", перечисляя в пользу Комитета по 4000 евро за каждый гол, забитый на турнире.

Кто же разочарован итогами Евро-2008? Сильнее всего разочарованы представители туриндустрии, в частности владельцы отелей в странах - хозяевах первенства. Задолго до его начала многие австрийские отельеры радостно сообщили, что свободных мест на время футбольного чемпионата у них больше нет. Но радость оказалась преждевременной.

Дело в том, что многие крупные турбюро, забронировавшие на период чемпионата огромные количества номеров, в последнюю минуту сняли бронь.

Вена понесла от ошибочного планирования двойные убытки. На время турнира она отказалась от проведения многих международных конгрессов, благодаря которым в австрийскую столицу приезжали десятки тысяч иностранцев. В итоге - полупустые кафе даже в полдень, пустующие магазины, скучающие водители такси. Таксисты были недовольны и большим количеством перекрытых городских улиц, и тем, что приезжие футбольные болельщики предпочитают таксомоторам общественный транспорт.

Внакладе оказались и владельцы лотков и ларьков, заплатившие за лицензию на торговлю в зонах для болельщиков - так называемых фан-милях - десятки тысяч евро или швейцарских франков.

После того как сборные хозяев турнира выбыли из чемпионата, интерес австрийцев и швейцарцев к коллективному телепросмотру игр первенства резко упал. На большинстве фан-миль во "внефутбольное" время воцарилось затишье. В австрийском Клагенфурте одну из таких площадок закрыли из-за отсутствия публики, а на остальных начиная с этой среды собирались от силы 100 человек. В Вене через несколько дней после старта чемпионата свои лицензии вернули 20 из 86 ларечников и лоточников. Бойкая торговля шла лишь в Инсбруке, где поселились тысячи состоятельных россиян.

Справедливости ради стоит сказать, что и тех, для кого это первенство оказалось доходным, тоже хватает. Среди них - и строительные фирмы, и рекламные агентства, и предприятия телекоммуникационных услуг, и, конечно же, УЕФА.

Товары и цены Чемпионат Европы