01.07.2008 06:00
Экономика

Евгений Ясин: У этого эксперимента есть шанс стать классическим примером для мировой электроэнергетики

Конкуренция в отрасли поможет притормозить рост цен
Текст:  Евгений Ясин
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4696)
Читать на сайте RG.RU

Это единственный случай, когда крупная государственная энергетическая монополия сама работала над тем, чтобы распуститься, ликвидироваться и оставить вместо себя конкурентный рынок.

Причем в таких масштабах реформы в отрасли не проводились раньше не только в нашей стране, но и во всем мире. И сейчас говорят, что у этого эксперимента есть шанс стать классическим примером для мировой электроэнергетики.

Замечу, что когда начиналась реформа отрасли, да и сейчас высказываются опасения, что она приведет к взрыву роста цен на электроэнергию. Конечно, мы не можем гарантировать, что вообще не будет подорожания или что цены начнут падать. Но аналогичные реформы в других странах показали, что там цены на энергию стабилизировались или стали расти намного медленнее.

А в некоторые моменты даже снижались. Правда, надо понимать, что сейчас, в связи с подорожанием нефти и других энергоносителей ситуация достаточно сложная во всем мире. Так что ожидать падения цен, наверное, все-таки не стоит. Но, тем не менее, можно с уверенностью сказать, что даже при наличии самой небольшой конкуренции, если у вас есть выбор хотя бы из двух возможных поставщиков,они уже не смогут беспрепятственно задирать цены. В чем мы можем убедиться уже сейчас, хотя реально работающий конкурентный сектор пока очень небольшой - он охватывает всего до 15 процентов рынка электроэнергии. Напомню, что смыслом реформы, которая началась десять лет назад, когда РАО ЕЭС - Единую энергетическую систему России - возглавил Анатолий Чубайс, было создание конкуренции в этой отрасли. Да, в полную силу эта система пока не работает. Но созданы предпосылки для того, чтобы в дальнейшем она действовала на конкурентных началах. Например, в отрасль приходят иностранные инвесторы - они приобретают активы и тем самым создают более конкурентную среду у нас в стране.

Что же касается опасений по поводу сбоев в электроснабжении (понятно, что это очень болезненное дело в современной экономике), то от них нас может защитить как сохранение государственного присутствия в отрасли, так и те вложения в энергетику, которые стали возможны благодаря реформе. Сейчас, на стадии продажи государственных энергетических активов, перед компаниями выдвинуты требования и заключены контракты относительно объема инвестиций, которые они должны сделать, чтобы обеспечить надежность работы всей системы. Кроме того, в результате реформы создается не только рынок электроэнергии а формируется несколько рынков, которые находятся в соподчинении и дополняют друг друга. Так, помимо рынка электроэнергии, создается рынок мощности. За использование мощностей, гарантирующих надежность, потребители станут вносить отдельную плату, которая будет накапливаться в инвестиционных фондах и расходоваться на развитие и обновление. Электроэнергия становится "товаром" и на финансовых рынках. И использование финансовых инструментов также позволит поддерживать конкуренцию в отрасли. То есть создается довольно стройная и работоспособная система. И, я думаю, в ближайшее время у нас будет возможность убедиться в том, что это действительно так.

Напомню, что в свое время крупнейшим достижением планового хозяйства считалось то, что у нас вся энергетика работала, как единая компания. Но это приводило к тому, что в ней постоянно росли издержки, тарифы, а никаких стимулов для ограничения этого роста не было. Не существовало привлекательных условий и для вложения инвестиций в энергетику. Вот, собственно, почему возникла идея реформирования РАО "ЕЭС России". Одним из решений, которое просматривалось на основе мировой практики, было разделение монополии на две части: на конкурентную и собственно монопольную. При этом нужно было постараться выделить внутри монополии ту часть, которая могла бы работать на начало конкуренции. Это и стало первыми шагами по реформированию энергетической отрасли. Надо сказать, задача была исключительно сложная - и в техническом плане, и в организационном, и в экономическом. И с точки зрения столкновения многочисленных групп интересов - потребителей электроэнергии, поставщиков топлива, самих энергетиков.

Но теперь мы можем подвести некоторые итоги. На месте единой энергетической системы возникли компании, остающиеся в государственной собственности и выполняющие общие регулирующие функции. Это прежде всего Федеральная сетевая компания (ФСК), которая будет заниматься транспортировкой энергии. В собственности государства остались также гидростанции, объединенные в ГидроОГК, а также атомные электростанции. К государственному сектору относятся и Системный оператор энергетической системы, и Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии. Системный оператор занимается регулированием передачи энергии между компаниями с учетом времени года, суток и разных частей страны. А администратор координирует покупку и продажу электроэнергии, то есть является своего рода энергетической биржей. Все эти компании уже работают.

Кроме того, выделены оптовые генерирующие компании (ОГК) и территориальные генерирующие компании (ТГК). И все организовано так, чтобы потребители в каждом регионе имели возможность доступа не меньше чем к двум разным производителям электроэнергии. При этом компании, остающиеся в государственной собственности, поддерживают систему и обеспечивают ее надежность там, где чисто рыночные принципы в какие-то моменты могут не сработать.

Но сейчас огромную роль играет, в чьих руках окажутся генерирующие компании, акции которых предлагаются рынку. Ни в коем случае нельзя допустить, чтобы они концентрировались в руках отдельных крупных компаний, особенно государственных. Между тем прецеденты скупки значительных энергетических активов компаниями с госучастием уже существуют. Однако если произойдет концентрация собственности на энергетические активы, то вопрос конкуренции в этой системе вновь окажется подвешенным. Поэтому это такая тонкая вещь, за которой нужно постоянно следить.

Делать это должна, во-первых, Федеральная антимонопольная служба. Для этого она располагает соответствующим законодательством, в том числе недавно принятым законом о защите конкуренции. У ФАС также есть возможность получать информацию о фактах доминирования на рынке. Недавно было создано министерство энергетики, одна из основных задач которого заключается в том, чтобы следить за тем, как развивается отрасль, за динамикой цен, за обеспечением отрасли необходимыми инвестициями, ростом мощностей, которые соответствовали бы требованиям развития экономики.

РАО "ЕЭС России", как я уже сказал, стало первой естественной монополией у нас в стране, которая была расформирована, чтобы обеспечить конкуренцию в отрасли. В значительной степени этот путь прошла и РЖД, хотя там масштаб преобразований существенно меньше. В РЖД иные технологические условия, и создать конкурентный сектор труднее. Тем не менее значительная доля железнодорожных перевозок в России уже осуществляется частными компаниями-операторами. Теперь на очереди газовая промышленность. Но, видимо, до ее реформы дело дойдет не скоро, поскольку газовая промышленность работает в других условиях и обеспечивает существенную часть бюджета и валютных поступлений. Однако доля частного сектора должна постепенно расти и в этой сфере.

Энергетика