Завтра в Госдуме, похоже, развернется острая борьба за рынок электронных платежных терминалов, которыми ежедневно пользуются до 15 миллионов граждан для оплаты услуг за Интернет, мобильную связь, ЖКХ.
Планируется, что депутаты обсудят в первом чтении законопроект "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами".
Если законопроект пройдет, то с помощью терминалов можно будет оплачивать не только связь и коммуналку, но и обучение, медицинские услуги, охранную сигнализацию, штрафы в ГАИ, кредиты и так далее. А сами автоматы - устанавливать чуть ли не в подъездах жилых домов. Более того, их владельцем - платежным агентом - может стать любой человек, в том числе и 14-летний подросток. И если теперь объем этого рынка наличных денег превышает 10 миллиардов долларов в год, то с вступлением в действие закона, по прогнозам экспертов, может увеличиться в несколько десятков, а то и сотни раз.
Этот законопроект поддерживают минфин, минсвязи и Федеральная антимонопольная служба. Главный противник нововведений - Центробанк и в целом все банковское сообщество, включая Ассоциацию российских банков и банковский комитет Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). В конце прошлой недели глава ЦБ Сергей Игнатьев направил в Госдуму письмо, в котором категорически возражает против этого варианта законопроекта, в котором прописана схема оплаты финансовых услуг через терминалы и ущемляются права банков. Неучтенная наличность - вот, по мнению главы ЦБ, основная проблема схемы, в которой не участвуют банки. Тем более лицензировать работу по установке и обслуживанию терминалов в стране, согласно законопроекту, никто не собирается. Но главное, не защищен плательщик услуг, то есть миллионы потребителей. В законопроекте отсутствует механизм, обеспечивающий возможность взыскания с платежных агентов полученных ими денег плательщиков услуг.
Кстати, как заметил в беседе с корреспондентом "РГ" один из индивидуальных предпринимателей, "отбелить деньги" через терминалы сегодня не пытается лишь ленивый". Делается это просто. Фирма покупает себе аппарат на имя очередного "Ивана Ивановича" и под видами разных платежей, которые сама для себя придумывает, в обход налогов вкладывает туда наличные деньги.
Это подтверждает и Центробанк в своем письме. Законопроект связан с "повышенным риском по "отмыванию" денег, финансированию терроризма и в целом противоречит положениям российского "антиотмывочного" законодательства. Напомним, что оно обязывает сопровождать переводы физических лиц без открытия счета информацией о плательщике на всех этапах прохождения средств. Кроме того, утверждается в письме ЦБ, законопроект не предполагает введения специального механизма допуска организаций и индивидуальных предпринимателей к деятельности по осуществлению приема платежей.
Впрочем, ведомства, поддержавшие законопроект, считают, что нововведения, исключающие из цепочки участников рынка банки и разрешающие платежным агентам работать с поставщиками услуг напрямую, пойдут только на пользу гражданам и финансовой системе страны. Например, повысят конкуренцию между владельцами терминалов, что позволит снизить комиссию за операции. Сейчас взимаемые комиссионные на терминалах моментальной оплаты составляют в среднем 3-5 процентов при банковских 0,5-1,5 процента. А в некоторых терминалах, особенно в местах с большими потоками людей, комиссия достигает 20 процентов от платежа. Правда, по мнению тех, кто поддерживает законопроект, дополнительным механизмом регулирования рынка станет обязательное оснащение платежных терминалов контрольно-кассовой техникой с фискальной памятью и контрольной лентой, что позволит вести учет в налоговых органах, способствуя сокращению черного нала. К чеку законопроект предъявляет особые требования. "Все реквизиты, напечатанные на нем, должны быть четкими и легко читаемыми в течение трех лет",- говорится в документе.
С одной стороны, признал в разговоре с корреспондентом "РГ" первый исполнительный вице-президент РСПП Александр Мурычев, по количеству банковских отделений в расчете на миллион жителей Россия сегодня уступает большинству развитых стран.
И поэтому наиболее реальным способом решения этой задачи является так называемый аутсорсинг части финансовых услуг, то есть наделение правом оказывать их населению небанковских организаций и индивидуальных предпринимателей.
С другой, подчеркнул банкир, в том варианте, в котором документ предлагают принять депутаты, даже при условии оснащения терминалов контрольно-кассовыми машинами, в стране будет создан простор деятельности для финансовых "пирамидальных схем", для появления и широкомасштабного развития подставных пунктов приема платежей. "Опасно создавать на финансовом рынке неравные условия для ведущих игроков, то есть банков и платежных агентов", - предупреждает Александр Мурычев. По его словам, новых финансовых посредников надо, напротив, "подтягивать к понятным и законным правилам и стандартам, действующим на этом рынке". То есть лицензированию и обязательному контролю со стороны конкретного регулирующего органа. Иначе этим законом государство фактически создаст в стране альтернативную банковскую систему.