Архитектурная эклектика - стиль последних лет: посреди частного сектора вырастают дома-исполины. Происходит это вопреки строительным нормам и правилам. Места для малоэтажной индивидуальной застройки Воронежа обозначены на картах градостроительного зонирования. К индивидуальному строительству предъявляются жесткие требования: строения не должны превышать три этажа с предельной высотой 16 метров. Но теория далеко не всегда совпадает с практикой: проектная документация не проходит госэкспертизу, грубо нарушаются противопожарные и санитарные нормы. Как следствие, самовольные стройки затрагивают интересы граждан: увеличивается "несанкционированная" нагрузка на и без того изношенные системы водо-, электро- и газоснабжения.
"Самовольщики" умудряются возводить многоквартирные дома даже на склонах близ Воронежского водохранилища без проведения инженерно-геологической экспертизы. Крутизна склонов, где размещаются стройплощадки, местами достигает 40-50 градусов, и коэффициент их устойчивости оставляет желать лучшего. В любую минуту (например, при сильном ливне) может произойти обвал.
Самым эффективным способом воздействия на нарушителей, по мнению архстройнадзора, должна стать практическая реализация 222-й статьи Гражданского кодекса РФ, позволяющей освободить земельный участок от незаконного строения по решению суда. На то есть несколько оснований. К примеру, если здание возведено на участке, который не был отведен застройщику (или отведен с серьезными нарушениями). Подобная участь ждет дом, владелец которого не удосужился получить разрешение на строительство. Или же получил, но не стал придерживаться утвержденного проекта: вместо двух этажей возвел четыре.
События с "нелегальными" многоэтажками, как правило, разворачиваются по одному сценарию: их узаконивают задним числом, чтобы не нарушить права частных инвесторов - дольщиков, вложивших в строительство свои средства.
Снести строение непросто, даже если есть решение суда. Типичный пример: самовольно возведенный 600-метровый бетонный забор на Чертовицком пляже - излюбленном месте отдыха горожан. Исполнительный документ о его сносе поступил к приставам в сентябре прошлого года. В октябре суд Рамонского района предоставил должнику рассрочку исполнения до 1 мая 2008-го. Основание: индивидуальный предприниматель, на которого возложена обязанность по сносу, находится в отпуске по уходу за ребенком, и у нее нет средств. Пляжный сезон начался, а забор и ныне там. Как сообщили корреспонденту "РГ" в службе судебных приставов, "после возобновления исполнительного производства должнику были вручены требования о сносе. Учитывая тот факт, что требования не исполнены в установленный срок, на основании постановления судебного пристава-исполнителя должник привлечен к административной ответственности в виде штрафа". Словом, "сносное" дело может затянуться до осени.
Инспекторы госстройнадзора, проводя проверку на предмет незаконного строительства, усмотрели признаки последнего сразу в нескольких многоквартирных домах. Выявлены факты выдачи проектных решений, согласованных с нарушениями. Сегодня специалисты архстройнадзора готовят пакет документов для подачи в суд исковых заявлений - о признании права собственности на самовольные постройки или об их демонтаже. Но обратиться к служителям Фемиды должен орган местного самоуправления, на чьей подведомственной территории расположены объекты.
Как считают инспекторы, чтобы достичь результатов в борьбе с незаконным строительством, необходимо исключить саму возможность выдачи муниципальными властями разрешений на возведение "проблемных" объектов.
Прямая речь
Марина Перцева, заместитель руководителя государственного строительного надзора Воронежской области:
- В соответствии с 222-й статьей Гражданского кодекса лицо, организовавшее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности -соответственно не может ею распоряжаться: продавать, дарить, сдавать в аренду или совершать иные сделки.
Сергей Колиух, мэр Воронежа:
- Ситуацию можно обратить вспять далеко не всегда. В свое время были незаконно выделены земельные участки, а сегодня там располагаются объекты, на которые есть "зеленка". Сделать ревизию всех постановлений о выделении участков под строительство, выпущенных за несколько лет, невозможно. Когда я только приступил к работе (начало марта - Прим. "РГ"), мы приостановили действие двухсот постановлений. Документы проверили в правовом управлении - и отменили около двух десятков. Еще несколько - отменили по протесту прокуратуры. Руководство регионального управления госимущества также прислало письмо с рекомендацией отменить "пакет" постановлений. Мы будем подавать в суд на владельцев "незаконных" зданий. Другого пути нет.