Вопрос о том, кому достанутся отчуждаемые земли министерств и ведомств, остается открытым. Несмотря на то что депутаты приняли в первом чтении проект закона о Фонде содействия жилищному строительству, он, по их мнению, содержит лишь общие нормы работы Стройфонда и ко второму чтению требует серьезной доработки. Еще бы, ведь цена вопроса как минимум 30 тысяч земельных участков, принадлежащих государству, общей площадью до 1,5 миллиона гектаров. И это пока не точные расчеты. Окончательно станет ясно, сколько участков заберут у министерств и ведомств, только к 1 января 2009 года, когда будут подведены итоги инвентаризации госземель. Пирог большой и лакомый, поэтому каждый хочет урвать для себя кусочек.
Напомним, что в апреле Дмитрий Медведев предложил вовлечь в хозяйственный оборот для жилищного строительства земли, неэффективно используемые госпредприятиями. А чтобы чиновники "по-быстрому" их не реализовали, был введен запрет на все операции с землей, продажу и аренду со стороны госпредприятий.
После чего министерство регионального развития разработало законопроект, по которому управлять такими землями будет специальный фонд. Минэкономразвития выдвинуло свою версию, посчитав, что земли необходимо передать специальной госкомпании или госкорпорации. Помимо этого возникли различные варианты о том, как будет работать фонд.
Эксперты высказывали свое мнение. Считая, что право на существование имеют те варианты, которые предполагают за фондом функции доведения земли до аукционов, на которых она распределяется между застройщиками. Участие государства в этом вопросе должно быть минимальным. В идеале, по их мнению, фонд должен выявлять подлежащий застройке земельный участок, производить его юридическую подготовку, кадастровую регистрацию, а затем передавать права распоряжения им муниципалитету.
Казалось бы, договорились, что это будет все-таки федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства. У которого, кстати, полномочий, согласно законопроекту будет гораздо больше, чем у некоторых госкорпораций. Фонд будет сам проводить аукционы по передаче земель под застройку, определять целесообразность использования земель министерствами и ведомствами. Оценит, удовлетворяют ли регионы критериям, позволяющим выделить им земли. Сможет проводить маркетинговые исследования рынка строительства, разрабатывать программы стимулирования спроса и так далее.
Учредителем фонда будет государство. Имущество его будет формироваться за счет имущественного взноса Российской Федерации в виде находящихся в федеральной собственности земельных участков и расположенного на них федерального недвижимого имущества, других объектов недвижимого и иного имущества, включая денежные средства, а также других не запрещенных законом поступлений. Имущество фонда принад лежит ему на праве собственности и используется для достижения целей и решения задач, предусмотренных законопроектом.
Так что же не нравится депутатам и чиновникам? Как утверждают депутаты, остается открытым вопрос - как будет оцениваться, эффективно ли используют земли госучреждения или нет. Критерии, по которым у госпредприятий, учреждений, ведомств и академий будет изыматься земля, не определены. Некоторые депутаты считают, что они должны быть четко прописаны в законодательстве. Иначе в будущем отсутствие данных норм породит коррупцию. Кроме того, забирать надо только неэффективно используемые участки.
Оппонентами депутатов выступают чиновники, которые уверены, что ряд функций, записанных в законопроекте за фондом, должен исполнять не он, а чиновники, говорится в заключение государственно-правового управления администрации президента. Эти функции должны быть переданы межведомственной правительственной комиссии. Комиссия будет принимать решения об изъятии земель, а фонд лишь сообщать ей, какая земля востребована для строительства. Что же касается критериев, то минэкономразвития считает, что от формализации критериев отбора земель необходимо отказаться. Более того, министерство предлагает отбирать земли у министерств и ведомств, даже если они эффективно используют свою землю, но ведь она пригодна для жилищного строительства.
Вся эта ситуация напоминает басню Крылова "Лебедь, Щука и Рак", когда каждый тянет в свою сторону. Законопроект должен быть принят в эту сессию, времени на его доработку не так много, остается только ждать, договорятся ли между собой чиновники и депутаты.