Вчера на "деловом завтраке" в "Российской газете" побывал начальник департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России генерал Виктор Кирьянов.
Естественно, первый вопрос, который ему был задан: включены ли камеры автоматического контроля за движением на дорогах и чего ждут стражи дорог от этого новшества? Как оказалось, об этом его повсюду спрашивали с самого утра. Генерал назвал места, где установлены и уже работают стационарные приборы фото-видеофиксации нарушений, и объяснил, почему необходимы все более действенные меры борьбы с этими нарушениями. Ежедневные сводки о происшествиях на наших дорогах сродни фронтовым...
Российская газета: Виктор Николаевич, сегодня, 1 июля, вступили в силу последние поправки в Кодекс об административных правонарушениях, в том числе и об использовании технических средств контроля. Камеры видеонаблюдения включили?
Виктор Кирьянов: Я приехал к вам из Счетной палаты, где участвовал в работе коллегии. Как вы думаете: какой первый вопрос был задан после моего доклада? Заработали ли камеры? Да, в ноль часов они были включены, уже в рабочем режиме. Есть и первые результаты их работы - зафиксировано более двух тысяч нарушений.
РГ: Это по всей России?
Кирьянов: Нет, это только по Москве. Камеры установлены пока только в трех регионах: Москве, Московской области и Краснодарском крае, в наиболее аварийных местах. Поначалу мы хотим посмотреть, как изменится ситуация на этих участках через месяц-два после того, как система заработает. Насколько снизится количество аварий, какое количество людей удастся спасти от несчастий.
Сейчас для нас главное - отработать процедуру оформления нарушений в автоматическом режиме. Спорных вопросов не должно быть, но нужен и определенный опыт в исполнении закона. Например, всем начальникам и главным инспекторам даны команды, что все сомнения на первых порах должны решаться в пользу водителя.
Как говорится, с плеча рубить не намерены. Фиксация нарушения, обработка информации, полученной с камеры, проверка автомашины, в том числе и по базе розыска, проверка материалов, которые поступили, подпись, рассылка по почте - весь процесс понятен, но нужно убедиться, насколько успешно он будет реализовываться на практике.
РГ: Допустим, водитель совершил нарушение и оно зафиксировано камерой. Через какое время первые такие нарушители узнают о том, что их оштрафовали?
Кирьянов: Время складывается из обработки информации и доставки постановления по почте. В среднем это десять дней.
РГ: Тем, кто нарушил порядок сегодня, постановления уже отправлены?
Кирьянов: Нет, сейчас идет обработка информации. Администраторы сидят, распечатывают и все раскладывают по полочкам. Ведь по Москве транспорт ходит из всей России. Надо проверить каждый автомобиль по информационной базе, чтобы четко знать, по какому адресу отправить квитанцию.
РГ: В этой связи вопрос от наших читателей: с какого момента идет отсчет сроков на обжалование, на уплату штрафа? Ведь извещение могут положить в почтовый ящик, а человек его вовремя не увидит.
Кирьянов: В почтовые ящики класть не будут. Почта будет рассылать их с уведомлением о вручении, соответственно, под расписку. С момента вручения и пойдет отсчет - 10 дней на обжалование, 30 дней на оплату штрафа.
РГ: Философия этих норм заключается в том, чтобы исключить субъективизм в оценке действий водителя?
Кирьянов: Естественно. Сегодня мы все, и депутаты, и сотрудники Госавтоинспекции, и журналисты, становимся равны перед законом. Камере документ не покажешь, чтобы избежать наказания. Допустим, придет по почте постановление депутату, и он уже будет думать, что проще: заплатить штраф или писать письма, доказывая свой статус?
РГ: По каким дорогам лучше не ездить, чтобы не попасть под объектив камеры?
Кирьянов: Лучше всего ездить, соблюдая правила. Мы дадим вам адреса, пожалуйста, никакого секрета в этом нет. В Москве камеры установлены на Сущевском валу, в районе съезда с Третьего транспортного кольца, а также у Лефортовского тоннеля и на Садовом кольце в районе пересечения с Петровкой. В Московской области - на Горьковском, Дмитровском и Ленинградском шоссе.
РГ: Очень часто скорость потока превышает ограничения. Будут ли наказывать всех поголовно?
Кирьянов: Всех поголовно наказывать нам бы не хотелось. Задача в том, чтобы эффективно поработали камеры, и мы смогли бы проанализировать результат этой работы. Сегодня камеры фиксировали не превышение установленной скорости на 20 км/час, это как раз скорость потока, а плюс 40. И две тысячи нарушений - это и есть "особо отличившиеся" в этом потоке.
РГ: Если все начнут ехать 60, скажем, по Кутузовскому проспекту, Москва и встанет...
Кирьянов: Поэтому мы взяли экспертов и попросили разобраться в ситуации. Над этой проблемой должны работать специалисты в области организации дорожного движения. Здесь нужно целый комплекс вопросов проработать. Куда движутся транспортные потоки, где они уходят с магистралей, какова средняя скорость потока в различное время, какая должна быть оптимальная скорость движения.
РГ: Вы считаете, что камеры помогут справиться с нынешней ситуацией на дорогах, которую можно назвать "войной"?
Кирьянов: Мы надеемся, что те 50 миллионов нарушений, которые были выявлены в 2007 году, в конце концов должны сократиться. Что каждый участник дорожного движения будет не инспектора бояться, а понимать, какие тяжелые последствия могут случиться, если превышать скоростной режим, нарушать правила проезда перекрестков.
Сейчас одна из самых больных проблем - выезд на полосу встречного движения. Особенно на федеральных дорогах, где тяжесть последствий очень высокая. Взять дорожное происшествие в Ленинградской области с автобусом. Все до обидного просто. Выезжает один лихач на полосу встречного движения, задевает встречный грузовик с металлоломом и вылетает на автобус. Все. Один человек виноват в гибели многих.
Вот данные за сутки: ДТП с пострадавшими - 763, выезд МЧС - 8 раз, погибло - 88 человек, ранено - 950 человек, погибло детей - 5, ранено детей - 64.
Мы сегодня можем говорить о камерах, о пьянке и алкотестерах. Не надо пить - не будет проблем. Пьяный за рулем - преступник. Если сегодня в сутки гибнет столько человек, нужно задуматься, в первую очередь, о том, чтобы самому соблюдать правила, чтобы не пополнить эту печальную статистику.
Полностью текст "делового завтрака" будет опубликован в ближайших номерах "РГ"