"Во время ремонта коридора в моей квартире электрик по недосмотру не подсоединил провод электропроводки к счетчику электроэнергии на лестничной площадке. Я, к сожалению, вовремя это не заметил и несколько месяцев пользовался электроэнергией с невращающимся счетчиком. Во время обхода контролерами МУП "Электросервис" г. Домодедово этот факт был выявлен. Мне было предложено заплатить штраф, сумма которого более чем в 10 раз превышала ту, которую я бы заплатил за реально потребленную электроэнергию. Имеет ли право МУП "Электросервис" накладывать на меня такие штрафы?"
Андрей Рыхальский
Мы уже рассказывали о том, какие права имеют потребители при оказании коммунальных услуг. Но, как видно из письма, иногда потребитель тоже бывает неправ. Поэтому поговорим о том, в каких случаях и каким образом организация, оказывающая услуги, может наказать потребителя за допущенные им нарушения.
Порядок привлечения потребителя к ответственности за допущенные им нарушения закреплен в Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением правительства РФ N 307 от 23.05.2006 г. В соответствии с этим нормативным актом исполнитель вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг в случаях:
неполной оплаты потребителем коммунальных услуг;
выявления факта самовольного подключения потребителя к внутридомовым инженерным системам;
использования потребителем бытовых машин мощностью, превышающей технические характеристики внутридомовых инженерных систем;
неудовлетворительного состояния внутридомовых инженерных систем, за техническое состояние которых отвечает потребитель.
Процедура приостановления оказания услуг также описана в Правилах. Первым шагом эксплуатирующей организации будет ограничение подачи услуг. Например, горячая вода будет подаваться не весь день, а только утром и вечером, а электричество - по определенному графику.
После того как вина потребителя в нарушении будет установлена, ему должно быть направлено письменное требование об устранении нарушений (например, о необходимости погашения задолженности). В этом предупреждении должно быть указано, что нарушение должно быть устранено в течение одного месяца и что при невыполнении в этот срок подача коммунальных услуг может быть ограничена. Требование либо направляется потребителю по почте (заказным письмом с описью вложения), либо вручается ему под расписку. Если потребитель не исполнит требование, то исполнитель может ограничить оказание услуг. Но за три дня он должен письменно известить потребителя о своем намерении.
Если в течение месяца с момента введения ограничений потребитель не устранит нарушение, то исполнитель вправе полностью приостановить подачу коммунальных услуг, за исключением отопления, холодного водоснабжения и водоотведения.
Если же вернуться к письму нашего читателя, то бумага, которую он получил, конечно же, является не штрафом, а платой за безучетное пользование энергией. При этом расчет должны были производить по правилам, установленным пунктом 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам. В соответствии с данной нормой расчет платы производится по формуле, учитывающей количество проживающих граждан, норматив потребления и применяемый тариф.
Имеет ли право энергоснабжающая организация налагать штрафы? Да. Оно предоставлено Кодексом РФ об административных правонарушениях. В соответствии со статьей 7.19 за самовольное (безучетное) использование электроэнергии штраф для граждан составляет от 1500 до 2000 рублей. Для того чтобы наложить штраф, энергетическая компания должна была составить протокол об административном правонарушении. Если она этого не сделала, то никаких штрафов появиться не могло.