Во вчерашнем номере газеты мы привели сводку ДТП на российских дорогах, ставших по людским потерям сродни полю брани. За один только последний день июня в автоавариях пострадали 763 человека. В том числе были ранены 64 ребенка, пятеро детей погибли.
А всего за первые пять месяцев нынешнего года в авариях погибли 302 ребенка, более 7 тысяч детей было травмировано. Такие ошеломляющие цифры привел на "Деловом завтраке" в "Российской газете" начальник Департамента обеспечения безопасности дорожного движения генерал-лейтенант милиции Виктор Кирьянов. Если мы по своему безрассудству, глупости или вредным пристрастиям в таком количестве калечим и убиваем собственных детей, то какая демографическая программа может исправить плохую ситуацию в стране?
Генерал Кирьянов обозначил несколько направлений, на которых, по его мнению, надо акцентировать внимание граждан и властей всех уровней, чтобы сократить количество погибших на дорогах. В принципе, все они заложены в Федеральной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения до 2012 года". Но главное, считает наш гость, вся эта работа должна носить системный, комплексный характер.
Российская газета: Виктор Николаевич, наверное, не случайно вы повели разговор о детской смертности на дорогах, приводя нам ежедневную статистику аварийности. Но все же количество погибших детей несколько снизилось, в прошлом полугодии эта цифра была еще больше.
Виктор Кирьянов: Это действительно так, но успокаиваться не стоит. Вы посмотрите, что происходит на дорогах? Несмотря на то что уже полтора года действует требование о перевозке малолетних пассажиров в детских креслах, многие ли водители его выполняют? Почти половина погибших детей приходится на гибель в автомобилях. Они стали заложниками ситуации, ведь малолетний ребенок не может потребовать от родителей пристегнуть его. Именно халатность родителей и близких, пренебрегающих элементарными мерами безопасности повинна в этих смертях. Я уж не говорю о пьяных родителях, которые везут в машине детей. Это вообще за гранью понимания. Вопиющий случай произошел в июне в Хабаровском крае. Водитель на утилизированной "Тойоте" с подложными номерами, не имея прав, в пьяном состоянии не справился с управлением и слетел с дороги. В результате погибла его 14-летняя пассажирка. Вообще за четыре праздничных июньских дня в ДТП погибли 17 детей, а 343 ребенка получили ранения.
РГ: Дети погибают не только в машинах, но и на улице. Часто из-за того, что не знают даже элементарных правил поведения на дорогах. И это тоже вина взрослых. Наверное, надо прививать детям такие знания.
Кирьянов: В рамках Федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения" мы совместно с министерством образования проводим целый комплекс мероприятий, направленных на профилактику детского дорожно-транспортного травматизма. Но сегодня надо говорить о системе непрерывного обучения и воспитания законопослушного участника дорожного движения, начиная уже с детского сада. Эта проблематика должна занять прочное место в учебном процессе общеобразовательных учреждений, во внешкольной и дополнительной системах образования. И конечно, необходимо при помощи СМИ воздействовать на общественное сознание, с тем, чтобы повернуть людей к пониманию социальной значимости проблемы. Показать, что это надо не Госавтоинспекции, не лично мне, а это нужно для всей страны.
Эх, дороги...
РГ: Проблема не только в воспитании водителей. Зачастую сами дороги провоцируют нарушения. Недавно в Карелии на одного из руководителей администрации за неисполнение требования о ремонте дороги был выписан штраф - две тысячи рублей. Огромные деньги?! Пока наши исполнительные власти будут нести такую ответственность за содержание дорог, у нас вместо них будут только направления. Как повлиять на ситуацию?
Кирьянов: Конечно, законодательство в этом вопросе надо менять. И ответственность за некачественное состояние проезжей части усиливать. Сегодня мы можем заявить со всей ответственностью, что нашли взаимодействие с прокуратурой. И наш надзор, и надзор прокуратуры объединились. Но представления, которые мы пишем на 5, 10, 20, даже на 50 тысяч рублей штрафа, для дорожников и администраций - копейки. Авария без тяжелых последствий - и та зачастую обходится бюджету гораздо дороже.
РГ: Требования к водителям с нынешнего года ужесточены. Но плохие дороги тоже играют не последнюю роль в гибели людей в авариях. Дорожная сеть не создает условий для выполнения всех требований правил. Как выживать в этих условиях?
Кирьянов: Сейчас принята программа "Федеральные дороги". Выделены огромные деньги на строительство, реконструкцию дорог. Еще два года назад о таких средствах для дорожников даже помыслить было невозможно. Почти 10 лет дороги не то что не строились - даже не ремонтировались. И этот накопленный "недоремонт" дает себя знать.
Сейчас деньги есть, разрабатываются программы еще и на местном, региональном уровне. Я думаю, что ситуация - не сразу, конечно, - но будет меняться в лучшую сторону. Вы посмотрите, что происходит в стране: за прошлый год автомобильный парк вырос на 2,8 миллиона транспортных средств. Это почти в три раза больше, чем в позапрошлом году. Понятно, что не то что строительство, планирование дорожной инфраструктуры не поспевает за такими темпами. А дальше будет еще хуже.
РГ: Почему?
Кирьянов: В стране открываются все новые заводы. Мы строим в Калуге, в Санкт-Петербурге, в Казани, в других регионах автозаводы. Инвестор с большим удовольствием вкладывает деньги в строительство этих предприятий. Не только в те, которые производят иномарки, но и в наши, отечественные. И на уровне государства мы это поддерживаем. Однако лишь единицы из инвесторов готовы вкладывать средства в строительство дорог. Даже в платные дороги капитал течет неохотно. Сегодняшняя дорожная инфраструктура оставляет желать лучшего. Необходимо создавать современные системы управления дорожным движением. Строить системы парковок, многоуровневых развязок. Вписывать в этот комплекс общественный транспорт. И по всем этим вопросам мы отстаем от передовых стран на 10 - 15 лет. Сегодняшняя организация дорожного движения просто не справляется с потоком транспортных средств.
РГ: Вы нарисовали невеселую картину. Есть ли выход из этого тупика?
Кирьянов: На последнем заседании правительственной комиссии по безопасности дорожного движения был представлен проект развязки московского транспортного узла. Это программа, разработанная министерством транспорта, правительством Москвы и Московской области. Помимо расширения существующих магистралей, она предполагает строительство дублеров, в том числе и платных. А также вывод за пределы региона оптовых складов и таможенных терминалов. Такая политика позволит освободить улицы от большегрузного транспорта. Также в программе планируется развитие общественного транспорта, что во многом сократит количество автомобилей на дорогах. Ведь если есть возможность добраться до нужной точки на общественном транспорте за 15 минут, вряд ли кто-нибудь станет тратить час, чтобы доехать до места на своем личном авто. Такая программа, можно сказать, революционный проект. И если она заработает, то можно предполагать, что в скором будущем опыт объединения Москвы с областью возьмут на во-оружение и другие регионы.
Молодые, плохо обученные
РГ: Решив проблему с пропуском автотранспорта, столкнемся со следующей. Например, с ремонтом или безграмотными водителями.
Кирьянов: А кто говорил, что дорога будет усыпана розами? Кто покупал новую машину, знает, какие очереди на техобслуживание. И поэтому многие водители садятся за руль неисправных автомобилей. Ведь транспорт давно перестал быть роскошью. Теперь он стал не только средством передвижения, но и способом заработка, средством существования для многих. Для них день простоя - ощутимая прореха в семейном бюджете. Кстати, поэтому некоторые предпочитают не проходить, а покупать техосмотр. Что греха таить - и такое бывает. Хотя прирост ДТП из-за неисправного транспорта за первое полугодие не превысил и одного процента, но это все-таки прирост.
РГ: На правительственной комиссии говорилось, что основное количество аварий происходит по вине молодых водителей. То есть тех, у кого стаж вождения менее 3 лет. Предлагалось даже ввести ответственность тех, кто принимал экзамен, за выпуск на дорогу неподготовленного ученика.
Кирьянов: Желающих стать водителями у нас сейчас действительно множество. В прошлом году права получили на 600 тысяч человек больше, чем в позапрошлом. Тем не менее система подготовки водителей оставляет желать лучшего. Новые правила требуют более строгого приема экзаменов, соответственно и разработки новых требований к кандидатам в водители. И они в принципе разработаны. Но если их применить сейчас, то из всех кандидатов водителями смогут стать процентов десять.
Но это вряд ли правильно, потому что вина здесь не тех, кого учат, а скорее тех, кто учит. Для начала надо разработать соответствующую систему обучения водителей, создать надлежащую материальную базу автошкол. И только после этого спрашивать с кандидатов по полной программе. А разработав новую, современную систему обучения, потребуется разработать еще и систему сертификации автошкол. И только тогда можно будет говорить об ответственности экзаменатора и автошколы за качество подготовки будущего водителя. Давайте сегодня подумаем о том, как сделать услугу обучения вождения качественной.
РГ: Но ведь вы в рамках эксперимента уже проводите такое качественное обучение, а также качественный прием экзаменов на базе автополигонов в Челябинске и Краснодарском крае. Что мешает распространить этот опыт на территории всей страны?
Кирьянов: Действительно, этот опыт очень интересен. В Челябинске, например, водителей на полигоне готовят к различным ситуациям, возможным на дороге. И в Челябинске, и в Краснодарском крае при сдаче экзаменов кандидат в водители один сидит в машине и не ожидает ни подсказок, ни подвохов от инспектора. Все ошибки фиксирует автоматика. То есть полностью исключена субъективная оценка. Опыт очень полезный, но очень дорогой. Строительство таких полигонов не просто требует больших вложений, но еще и соответствующих землеотводов. А дефицит земли в городах - это основная проблема.
Техталон без осмотра
РГ: Вы сказали о том, что новые средства видеофиксации будут автоматически сверять номера автомобилей-нарушителей с единой базой данных. Значит, такая база уже создана и работает?
Кирьянов: Да. Для того чтобы реализовать закон, как раз эта единая информационная система нам и нужна. Если ее не будет, то мы не сможем в Москве определить машину, например, из Краснодарского края или Ленинградской области. Систему мы тоже будем проверять в деле в первые дни работы новых статей закона.
РГ: С созданием этой базы связывали и возможность прохождения техосмотра в любом месте по желанию автовладельца, не обязательно даже в том регионе, где автомобиль зарегистрирован. Когда появится такая возможность?
Кирьянов: Пока мы прорабатываем этот вопрос. Рассматриваем возможность создания таких связок, как Москва - Московская область или Санкт-Петербург - Ленинградская область. А вот московской машине пройти техосмотр в Калуге или псковской в Москве еще не скоро получится.
РГ: Планировалось выдавать талон техосмотра при постановке новой машины на учет. Когда появится это нововведение и достигнута ли договоренность с автопроизводителями?
Кирьянов: Мы уже несколько совещаний с ними провели, хотели этот вопрос отработать комплексно. Автомобиль выезжает с завода, делается акт осмотра, он передается дилерам. Те комплектуют автомобиль аптечкой, аварийным знаком, огнетушителем, делают диагностику, устраняют те недостатки, которые могли появиться во время транспортировки машины, и направляют покупателя с сертификатом в МРЭО на регистрацию. А там покупатель на основании сертификата получает техосмотр. Сегодня большинство вопросов проработано. И возможно, скоро по некоторым автопроизводителям такая форма заработает. Поначалу в качестве эксперимента. Потом присоединятся и другие автозаводы.
Пакет для инспектора
РГ: Президент объявил о широкой программе борьбы с коррупцией. Не секрет, что автоинспекторы стоят здесь, по общему мнению, не на последнем месте. Как сделать, чтобы наши дороги были свободны от этого зла?
Кирьянов: Вначале я советую всем, кто ездит по дорогам, во-первых, не нарушать правила, а во-вторых, не давать взяток.
Что касается мер, то у нас есть подразделение, которое повседневно работает: выявляем, наказываем, выгоняем. Мы делаем все для того, чтобы нечистоплотных сотрудников не было в наших рядах. Но я глубоко убежден и в другом. Чтобы навести порядок, необходимо создать условия для человека. Начинать надо именно с этого.
Я очень благодарен инспекторам, которые работают сегодня на линии. Почему? Потому что каждый день мы видим, как они буквально под пулями ходят. Не проходит дня, чтобы против нашего сотрудника не было применено огнестрельное оружие. Условия, в которых работают ребята, отвратительны. У нас есть заключения главного санитарного врача Онищенко, что это вреднейшие условия труда. С одной стороны - взятки, с другой - ненормальные, нечеловеческие условия, в которых работают люди. И мы не можем никак их защитить. И это тоже неправильно.
РГ: А какую защиту вы хотели бы предложить?
Кирьянов: Я не так давно был в Америке, и начальник дорожной полиции Флориды пригласил меня к себе. Он показал, как живет. 9 тысяч долларов зарплата, и он знает, что, уходя на пенсию, будет получать 90 процентов от этой суммы. Медицинское обеспечение получает и на себя, и на семью. Те же гарантии в области образования и кредитования.
Такой социальный пакет позволяет работать честно, не думая, как семью содержать. И если человек возьмет взятку, то потерять эти гарантии будет очень дорого. Если мы пока не в состоянии обеспечить высокую зарплату, то по меньшей мере можем разработать такой социальный пакет, за который наши сотрудники будут держаться. И тогда разговора о взятках уже не было бы.
РГ: Как стало известно, наша страна становится неким центром в обсуждении проблем безопасности дорожного движения в мировом масштабе. С чем это связано? С тем, что у нас на дорогах гибнет больше людей, чем в других странах?
Кирьянов: Это связано с другим - с общественным признанием наших усилий по обеспечению безопасности дорожного движения. Мы можем считать это на сегодня самой главной нашей победой. В сентябре состоится второй международный конгресс "Безопасность на дорогах ради безопасности жизни", он проводится под эгидой межпарламентской ассамблеи государств - участников СНГ. В это же время состоится заседание Глобальной комиссии безопасности дорожного движения, которую возглавляет лорд Робертсон. Кстати, он - бывший генсек НАТО и славится тем, что, садясь в автомобиль, всегда пристегивался ремнем безопасности, даже в те, былые времена. В том числе на этом форуме будут обсуждаться детали проведения первой конференции по безопасности дорожного движения, которая пройдет в Москве, с участием уже не экспертов, как было всегда, а министров, которые отвечают за это направление деятельности. У нас, например, координатор - МВД. В других странах - минтранс, в-третьих - минздрав, есть даже министерство обороны. Везде по-разному. Но очевидно одно: впереди много хороших, интересных дел. И хочу сказать, что в Организации Объединенных Наций идет разговор, чтобы лидерство в деле безопасности дорожного движения отдать России. Они видят системную, программную работу, которая сегодня идет в области безопасности дорожного движения у нас в стране.
От редакции:
Надо признать, что за последние пять лет наша Госавтоинспекция действительно сильно изменилась. Тема безопасности дорожного движения вышла на передний край и теперь получила фактически всенародное звучание. Огромное количество мероприятий проводится по всей стране. Меняется и имидж сотрудника этого ведомства. Имеется в виду не только служебная форма, но и отношение человека с жезлом к участникам дорожного движения, а соответственно и населения к ГАИ.
Кстати, сегодня у Госавтоинспекции профессиональный праздник - 72 года со дня образования службы. Мы от души поздравляем всех сотрудников и призываем водителей в честь праздника хотя бы в этот день не нарушать правил. Это будет лучшим подарком стражам нашей безопасности.