В ближайшую субботу сразу в двух решающих чтениях Госдума рассмотрит поправки в лесное законодательство.
Что именно предполагается изменить? Станут ли прозрачными лесные аукционы? После серии скандалов и судебных исков эта тема сегодня особенно актуальна. На вопросы "РГ" отвечает председатель Комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Наталья Комарова.
Российская газета: Наталья Владимировна, в чем идея предлагаемых поправок?
Наталья Комарова: Наибольший резонанс во время первого чтения вызвала норма, усиливающая предоставляемые Лесным кодексом гарантии обеспечения общедоступности лесов. Дело в том, что многие пользователи, получившие лесные участки в аренду для рекреационной деятельности, почему-то сами выдумали для себя несуществующие права и начали городить заборы вокруг участков. Особенно заметно эта проблема коснулась крупных городов: люди привыкли отдыхать в таких лесах - и вдруг забор. В связи с этим мы вынуждены были для тех, кто не способен адекватно трактовать нормы закона, буквально прописать в законопроекте: заборы ставить запрещается.
В целом Лесной кодекс построен так, чтобы мотивировать к рациональному использованию лесов, чтобы как можно больше пришло в лес тех, кто способен взять его ресурс, при этом соблюдая все нормы и требования по охране и воспроизводству лесов. Эти требования арендатор выполняет за счет собственных средств, а в случае их невыполнения может лишиться права аренды. Кроме того, в соответствии с нормами Лесного кодекса арендатор несет ответственность за неисполнение обязательств. Не убираешь мусор с арендуемой территории - до свидания. А то, что мусора в наших лесах более чем предостаточно, известно всем. И проблема здесь не только в добросовестности арендаторов. Сами люди, приходящие в лес, часто ведут себя в нем как у себя дома, считая возможным разводить костры и разбрасывать мусор. Кому это понравится?
РГ: Возникает конфликт интересов. Причем логика есть и с той, и с другой стороны.
Комарова: Предлагая ввести запрет, мы специально поставили этот вопрос остро, чтобы в ходе дискуссии найти компромиссное решение. При этом мы не должны забывать, что земли лесного фонда - это в первую очередь собственность Российской Федерации, а значит, каждый из нас несет ответственность за их сохранение. И здесь уже встает вопрос об изменении самого отношения людей к природным богатствам, о воспитании бережного отношения к природе. Городя заборы, эту проблему не решить. Пора уже раз и навсегда определиться: либо мы живем по законам, зная о своих правах и соблюдая свои обязанности, либо живем "по понятиям", но тогда уже ни о каких гарантиях речь не идет.
РГ: Как планируется наводить порядок с аукционами? Сегодня в Лесном кодексе, как я понимаю, нет четкой, пошаговой схемы их проведения.
Комарова: Четкая схема есть, но талант наших людей обходить закон просто безграничен. В Лесном кодексе целые три статьи посвящены аукционам. Нас в свое время много критиковали за то, что слишком много места уделяем этим процедурам. Но жизнь показала, что законодатель прав, стараясь максимально отрегулировать эти вопросы в Лесном кодексе. А широкий общественный резонанс лишь подтверждает, что именно публичность аукционов дает нам возможность оперативно отреагировать на их результаты и бороться с выявленными нарушениями.
И общество не оставило без внимания уже первые результаты всем известных аукционов. Депутаты выступили с инициативой ввести в Лесной кодекс нормы, еще более детализирующие существующие требования к организации и проведению аукционов. Мы предлагаем включить в Лесной кодекс норму о том, что минимальный срок приема заявок для участия в аукционах на право заключения договора аренды - 14 дней, а на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений - 5 дней.
Кроме того, вносимые поправки устраняют всякую возможность двоякого толкования норм о начальной цене предмета аукциона. Она определяется в соответствии со статьями 73 и 76 Лесного кодекса, но не ниже минимального размера арендной платы или минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений.
РГ: Вы говорите о купле-продаже леса на корню для лесозаготовки?
Комарова: Именно об этом.
РГ: То есть приобрести лесной участок в частную собственность, как сообщалось в одной из наших недавних публикаций, по закону нельзя?
Комарова: Нет. И вы напрасно вводите людей в заблуждение, когда пишете, что Лесной кодекс якобы предполагает все виды собственности на лес, в том числе частную. Нет этого в кодексе. Там ясно написано: земли лесного фонда и лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Какие могут быть вопросы?!
РГ: Но, кроме государственного лесного фонда, есть еще лесные участки в составе земель иных категорий, формы собственности на которые определяются в соответствии с земельным законодательством. А по земельному законодательству земельные участки находятся в свободном рынке, то есть могут продаваться.
Комарова: Лесной кодекс, как и любой другой документ, нужно читать не в контексте одной вырванной нормы, а полностью. И если вы прочтете кодекс, то увидите, что лесные участки формируются на землях лесного фонда, на землях обороны и безопасности, на землях особо охраняемых природных территорий, в городских лесах. Земли лесного фонда, как мы говорили выше, находятся в федеральной собственности. Земли обороны и безопасности также не подлежат приватизации. А земли населенных пунктов, на которых расположены городские леса, будучи землями общего пользования, не подлежат приватизации, следовательно, они тоже находятся в государственной или муниципальной собственности.
РГ: А сельские леса?
Комарова: Нет таких. Леса, которые называли в свое время сельскими, после вступления в силу 122-го Федерального закона перестали существовать как класс. Они должны были быть включены правительством в состав земель лесного фонда. И если власти не выполнили все необходимые для этого процедуры - не переоформили документы, не составили кадастр, не определили границы, не зарегистрировали земли, - это проблема исполнения законодательства. Но не проблема Лесного кодекса.
РГ: Скажите, какие леса могут находиться в ведении муниципальных властей?
Комарова: Городские леса.
РГ: Согласно 84-й статье Лесного кодекса органы местного самоуправления могут такими лесами владеть, пользоваться, распоряжаться. Что это значит? Они могут, допустим, продать их при необходимости, перевести в земли иных категорий, отдать под застройку?
Комарова: Почему не могут? Это городские территории. Городские леса относятся к категории защитных лесов, и есть определенные законом требования по переводу таких земель. Общество через органы местного самоуправления само решает, как правильно распорядиться этими землями в соответствии с потребностями жителей территории.
Но при этом важно понимать, что городские леса, исходя из сопоставления норм действующего земельного и градостроительного законодательства, относятся к территориям общего пользования. В соответствии с законом земельные участки общего пользования не подлежат приватизации и на них не распространяется действие градостроительного регламента. Более того, хозяйственная и иная деятельность в городских лесах регулируется лесохозяйственным, а не градостроительным регламентом. Поэтому мы считаем, что возможность застройки территорий этих лесов действующим законодательством фактически запрещается.
И люди совершенно правы, что своевременно реагируют на все решения по лесопарковым зонам, не безразличны к ним и отстаивают свои интересы. Они справедливо требуют от местных властей полной информации о том, где у них в городе будет место для отдыха, где будет развиваться промышленность, а где они будут жить и работать. Законодательство дает возможность людям влиять на принятие таких решений. И этой возможностью надо пользоваться.
РГ: Сейчас власти Московской области предполагают создать большое муниципальное образование, объединяющее несколько городов. Как в таком случае изменится статус лесов, находящихся между этими городами?
Комарова: Они будут отнесены к категории городских лесов или к зеленым зонам. И то и другое - это защитные леса. В отношении них действует особая, более жесткая процедура перевода земель в другие категории. Это регулирует Земельный кодекс и 172-й Федеральный закон "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую". В частности, в данном законе указан исчерпывающий список случаев перевода земель, занятых защитными лесами, в земли других категорий.
РГ: А экологи утверждают, что сейчас перевод лесов упростился.
Комарова: Земельный кодекс определил, что перевод земель, находящихся в федеральной собственности, в том числе земель лесного фонда, из одной категории в другую возможен по решению правительства. Здесь правила не изменились. В отношении же защитных лесов введены еще более жесткие процедуры и нормы. Это определено федеральным законом.