Нынешний Московский кинофестиваль был, как всегда, богат на персоны. Еще бы - положение обязывает: юбилейный не только кинофестиваль - тридцатый по счету, но и год - отмечается столетие российского кино. Представляем некоторых именитых гостей фестиваля.
На глазах у изумленной публики мистер Гринуэй под звуки оркестровой музыки писал новую историю кино, а именно - монтировал свое самое известное произведение "Чемоданы Тульса Люпера" в живое и вечно меняющееся видеополотно. В качестве мольберта - огромный экран с фрагментами фильма, одно прикосновение к которому позволяет проецировать картинки на киноэкран, либо - стену помещения. Да и вообще - проецировать новое кино по Гринуэю можно куда угодно.
Впрочем, Гринуэй находит и другие объекты для своих видео-инсталляций. От девушек, которых интересует поэзия, каллиграфически написанная на мужских телах, или повара, достигшего вершин в искусстве приготовления мясных блюд, до видеоарта на основе фресок живописцев эпохи Возрождения.
В 2006 году Питер Гринуэй снял полнометражный фильм "Тайны ночного дозора", сюжет которого строится вокруг знаменитой картины Рембрандта "Ночной дозор". А началось все с предложения сделать инсталляцию. Тогда Гринуэй снабдил полотно "Ночной дозор" саундтреком, придав картине Рембрандта движение и дополнительный сюжет. Гринуэй считает работу Рембрандта со светом важным связующим звеном между классическим искусством живописи и современными технологиями. Такая любовь Питера Гринуэя к видеоарту объяснима, ведь начинал режиссер именно как художник. Питер с детства увлекался рисованием и уже в 22 года удостоился первой выставки в Lord"s Gallery.
- Цель моего перформанса - попытка создать не нарративное (не повествовательное) современное кино. В кино для меня всегда на первом месте стояло изображение, а то, чем я сейчас занимаюсь, как раз и есть попытка найти новый кинематографический язык, - говорит мистер Гринуэй.
А на вопрос корреспондента "РГ", не случилось ли вдруг за последние годы в мировом кинематографе чего-то, что позволило ему чуть более оптимистично смотреть на будущее киноискусства, мистер Гринуэй ответил:
- Увы, кино по-прежнему - устаревшее искусство. Оно было изобретено в 1895 году как дешевое развлечение для пролетариата, у которого не было денег ни на что другое. Но с тех пор уже не стало самого пролетариата. Мы все худо-бедно получили образование, мы имеем доступ к другим развлечениям и кино не несет больше на себе той нагрузки, которую несло в течение многих лет. Оно больше не правит общественным сознанием. Да, моя бабушка относилась совсем иначе к кино в свое время, так же, как и мой отец. Но с тех пор я наблюдаю только постоянное падение интереса к кино, да и в кинотеатры люди больше не ходят. Я сейчас живу в Голландии, где среднестатистический зритель ходит в кино один раз в два года. И это будет происходить везде. Поэтому в кино нужно приносить новый язык, новый интерес, ведь киноискусство в том виде, в котором оно было создано, прекратило существовать еще в 60-е годы. Здесь, видимо, надо вспомнить такой образ, как гибель динозавра. Если выстрелить динозавру в голову в понедельник, то его мозг умрет, но хвост будет болтаться вплоть до пятницы. Нам осталось только решить, когда эта пятница настанет для кино.
Интересным наблюдением по поводу новых изысканий господина Гринуэя в видеоарте с журналистами поделился режиссер Кирилл Серебренников:
- Вчера был невероятный мастер-класс господина Гринуэя. Забавным было то, что это самое новое "медиа", о котором говорит мистер Гринуэй, в российских условиях не всегда запускалось. Мы очень долго не могли включить компьютер. Господин Гринуэй говорил о том, что слово умерло, а медиа за его спиной все не запускалось, и он был вынужден еще дольше говорить о том, что слово умерло, а медиа - по-прежнему не работало. Я бы не говорил о смерти кинематографа. Я бы сказал о его десакрализации в связи с возможностями новых технологий. Каждый из нас может взять мобильный телефон, снять видео, отправить на кинофестиваль. Это демократизация кинопроцесса, но в этом есть и опасность для кино. Хотя, я думаю, в России в кино будут ходить еще очень долго.
Речь в новой картине идет о страшной жаре, случившейся в Париже несколько лет назад. Тогда в столице Франции из-за теплового удара скончалось много людей пожилого возраста. Им просто некому было подать стакан воды. Фильм "Под крышами Парижа" рассказывает о пожилом человеке, будни которого скрашивает только Жюли, юная соседка по дому. Она - единственный человек, которому не безразлично его существование. Герои иногда обедают вместе, и тогда мужчина рассказывает девушке истории из своей жизни.
В Москве Милен Демонжо рассказала о том, какой жизненный опыт помог ей создать этот остросоциальный образ.
- Когда я была маленькой, я очень страдала от проблемы с одним глазом. Он смотрел в другую сторону. Все дети издевались надо мной, я была очень одинока, росла закрытым ребенком. Вы ведь знаете, какими жестокими могут быть дети. Я боялась всех и всего. Потом мне сделали удачную операцию, я стала красивой женщиной, заработала много денег, снималась для журналов, играла в кино. Но для того чтобы понять мою героиню, мне пришлось опуститься в глубину своего подсознания, вспомнить тот детский страх, ту беспомощность. Это очень французский фильм. Как говорит сам режиссер картины Хинер Салем, курд по происхождению, понял, что не может остаться в стороне от той трагедии, которая случилась в Париже. За это его очень критиковали во Франции, французы не простили ему то, что он - не француз обратился к проблеме, к которой оказались не готовы они сами. Как говорит режиссер, для его родной страны (Ирак) просто невообразимо, что пожилые люди находятся в полной изоляции, в забытьи. Так что моя героиня в фильме "Под крышами Парижа" - это не "мадам Фантомас", все намного серьезнее.
На презентации фильма мадам Демонжо вспомнила и о том, что в ее жилах течет украинская кровь. Мама будущей актрисы родилась в Харькове и приехала в Париж с волной белой эмиграции.
- От мамы у меня в крови эта странная смесь чувственности, эмоциональности, любви к музыке и в то же время - резкость характера. Вот почему мне всегда нравилось играть героинь-стерв, как Миледи в "Трех мушкетерах", - сказала мадам Демонжо.
Сейчас у Милен Демонжо готовится к выходу книга под названием "Ловушка", которую актриса написала совместно со специалистом по наркологии.
- Мой любимый муж страдал алкоголизмом, но нам удалось побороть этот недуг. В основе моей книги - диалоги между женщиной, ухаживающей за больным наркоманией мужчиной, и женщиной, которая живет вместе с больным. К сожалению, эта проблема актуальна как для Франции, так и для России.
Но французская гостья стоила того, чтобы ее ждали. Изабель Юппер вручили приз имени Станиславского "Я верю" за выдающееся актерское мастерство.
После чего она сказала на русском языке:
- Очень спасибо. Я мало говорю по-русски. Я думаю, что это - лучший приз для одну актрису - Станиславский. Я смотрела русскую фильму, когда была маленькая - "Летят журавли".
Дальше звезда перешла на английский:
- Когда я видела в последней сцене, как героиня плачет и улыбается одновременно, именно в тот момент приняла решение стать актрисой.
Позже, общаясь с журналистами, Изабель рассказала, что сейчас снимается в Москве в картине режиссера Игоря Минаева "Наводнение" и поэтому будет приезжать сюда еще. К тому же в нашей столице сейчас проходит выставка ее фотографий.
- Есть ли в вашей душе частица чего-либо русского?
- Думаю, что когда в стране рождаются такие великие люди, как Толстой, Достоевский, Чехов и Станиславский, любой человек хочет чувствовать себя ее частью. Мои первые сильные кинематографические эмоции были связаны именно с русскими фильмами. Это и фильм Калатозова "Летят журавли", о котором я говорила. И "Баллада о солдате" Чухрая. Конечно, в последнее время фильмы Никиты Михалкова и Павла Лунгина тоже меня тронули.
- В вашей артистической натуре есть удивительное свойство - умение и желание рисковать. Вы работаете и с такими мастерами французского кинематографа, как Бертран Блие, Клод Шавроль. Но при этом часто пускаетесь в эксперименты и работаете с незнакомыми режиссерами…
- Я думаю, что тут скорее стоит говорить не о смелости, а о хорошей интуиции. Почему бы не сняться в фильме с хорошим сценарием. Главное, чтобы он понравился. Тогда просто стоит почувствовать, что получится, и отправиться в путешествие.
- В жюри разногласий не было, хотя, конечно, какие-то предпочтения в процессе обсуждения возникали у каждого. Фильм, который получил Гран-при ("Золотой Святой Георгий" был присужден картине режиссера Реза Мир Карими "Проще простого" (Иран). Прим. Авт.), рассказывает о самой обычной жизни самой обычной женщины. Но когда я сидела в зале, я не слышала ни шороха. Люди не кашляли, не ходили по залу - все наслаждались этой картиной.
Я не кинокритик. Но как человек, который посмотрел всю конкурсную программу, могу сказать, что один из российских фильмов, а именно "Однажды в провинции", понравился мне очень.
На вопрос "РГ": "Каков на ваш взгляд уровень Московского кинофестиваля по сравнению с другими?" президент жюри ответила так:
- Я думаю, что это хороший фестиваль, на котором довольно широко представлены фильмы различных категорий. Итоги же были подведены с любовью, никого не обидев, но при серьезной конкуренции.