03.07.2008 04:02
Экономика

В Курске льготники штурмуют киоски с проездными

Транспортный эксперимент обернулся очередями
Текст:  Михаил Жданов (Курск)
Российская газета - Неделя - Черноземье: №0 (4699)
Читать на сайте RG.RU
Пенсионерам, инвалидам и ветеранам пришлось простаивать часами, чтобы получить возможность воспользоваться общественным транспортом.

В последние дни июня многие куряне были озадачены неожиданными очередями, возникшими возле киосков, торгующих едиными социальными проездными билетами для льготников. Кое-где начиналась ругань, вспыхивали скандалы, едва не переходившие в потасовки.

Со столь неприятной, можно сказать, скандальной ситуации начался эксперимент, о котором представители администрации Курской области говорили еще в конце марта. Речь идет о системе дополнительных талонов к единому социальному проездному в общественном транспорте. Чиновники решили ввести несколько их видов. Красные - для городского транспорта, синие - для пригородного. Кроме того, бумажки маркируются буквами "Ф", "Р" и "М", которые показывают: федеральным, региональным или муниципальным является льготник. Входя в автобус, троллейбус, трамвай или электричку, пассажир должен не только предъявить социальный проездной на месяц, но и отдать кондуктору один разовый талон.

Зачем такая сложная система? Тогда, в конце марта, председатель областного комитета транспорта и связи Николай Тяпочкин, ныне покинувший свой пост, говорил о рационализации перевозок и улучшении их качества. По его словам, талоны нужны, чтобы изучить и упорядочить пассажиропоток, определить количество поездок одного льготника по проездному билету в месяц, наиболее востребованный транспорт и маршруты. Ноу-хау должно помочь правильно распределять средства между транспортными предприятиями при компенсации расходов за перевозку "бесплатных" пассажиров. Перевозчики ежедневно ведут учет полученных талонов и сообщают данные в комитет транспорта и связи. Примерная стоимость изготовления разовых талонов на месяц для бюджета области оценивалась в 70 тысяч рублей.

Трехмесячный транспортный эксперимент планировали начать еще с 1 мая, но почему-то перенесли на 1 июля. И, как часто бывает в России, "хотели, как лучше, - получилось, как всегда". С 27 июня льготники начали штурмовать киоски. Нервы у стариков, и без того обездоленных, зашкаливали. Похожие проблемы испытали и жители районов.

Оказалось, что, во-первых, выдача льготных проездных вместе с десятками талонов занимает гораздо больше времени. А во-вторых, не задалась своевременная поставка этих самых талонов на транспортные предприятия. По словам заместителя председателя областного комитета транспорта и связи Юрия Корзона, проездные билеты поступили не 16 июня, как должны были, а лишь 23-го, выдавать их начали только 27 июня. Отстоявшие нешуточную очередь куряне брали их пачками. "Одному льготнику в среднем в месяц необходимо примерно 60 талонов, - пояснил директор областного Центра транспортных услуг Евгений Головняк, - но люди набирали по сто штук и больше. Вот так и получился ажиотаж".

Чиновники принялись с экранов телевизоров успокаивать льготников, рекомендовали приобретать новые талоны по мере использования, не пытаясь запастись сразу на месяц. К 1 июля по киоскам распространили несколько десятков тысяч красных и синих талонов всех категорий. Власти рассчитывают, что таким образом дефицит удастся преодолеть.
Общественный транспорт Соцзащита Курск Центральная Россия