03.07.2008 02:18
Общество

Выпускников Черноземья подвело слабое знание родного языка

Выпускников подвело слабое знание родного языка
Российская газета - Неделя - Черноземье: №0 (4699)
Читать на сайте RG.RU

Практически все вузы страны в нынешнем году принимают абитуриентов по результатам ЕГЭ. В Черноземье подвели окончательные итоги первой волны госэкзаменов, результаты которых учитываются одновременно в школьном аттестате и при поступлении.

Литературу провалили

В Тамбовской области в обязательных экзаменах по русскому языку приняли участие 8 933 человека, а максимальное количество баллов получили всего семеро. Лучше, чем в среднем по России, тамбовские выпускники сдали экзамены по русскому и немецкому языкам, информатике, химии, физике, биологии, географии, математике. Самый высокий процент неудовлетворительных оценок получили выпускники, сдававшие ЕГЭ по литературе, - 40 процентов против 25 процентов общероссийских "двоек". Отметки "4" и "5" по русскому языку получили 51 процент выпускников, по математике - 49 процентов. 603 человека (7 процентов) получили "2" по русскому языку, 1 396 выпускников - по математике.

Есть и крайне тревожные факты: в Инжавинском, Жердевском, Уметском районах "пары" по математике получили почти треть выпускников.

Все согласны

Всего в этом году единый госэкзамен на Белгородчине сдавали около двенадцати тысяч человек. В областном управлении образования результатами этого года довольны. Несмотря на то, что единый госэкзамен сдавали и выпускники вечерних школ, средний балл по русскому языку немного подрос и составил 3,4 балла. За математику среднестатистический белгородец получил 3,2 балла. Этот показатель, по сравнению с прошлым годом, немного снизился, как объясняют учителя, опять же из-за "вечерников". Потребовали пересмотра своих результатов 54 выпускника, сдававших русский, и 84 - математику. В основном это те, кто недобрал до более высокой оценки всего несколько баллов. Однако апелляция - уверяют педагоги - может обернуться и проблемами: в прошлом году семь человек после пересмотра результатов получили более низкую оценку, чем имели сначала.

Пятерка лучших

В нынешнем году в Курске одиннадцатый класс закончили 3063 школьника, из них 296 юношей и девушек отмечены золотыми и серебряными медалями. Средняя оценка по "великому и могучему" по области оказалась практически на прошлогоднем уровне - 3,5 балла. По данным курского областного комитета образования, максимум в 100 баллов сумели набрать всего лишь пять человек. Отличников оказалось 10,8%, на "двойки" сдали экзамен 603 одиннадцатиклассника (6,6% от общего числа). С математикой дело обстояло чуть хуже: заветную "сотню" не удалось набрать никому. Отличником по математике стал каждый десятый курский школьник, меньше прежнего получено неудовлетворительных оценок. Хотя, по словам педагогов, до третьей, самой сложной, части задания добраться удалось немногим.

Выше среднего

В форме ЕГЭ в Липецкой области в этом году школьники сдавали семь предметов. Наиболее "урожайным" на "пятерки" стал экзамен по обществознанию: их удостоились 47,8 процента экзаменующихся - вдвое больше, чем в среднем по России, "двоек" же липчанам досталось в шесть раз меньше. Географию на "отлично" сдали пятнадцать процентов липчан, по России - только одиннадцать. Вовсе не оказалось двоек по информатике. По математике процент "пятерок" и "четверок" в два раза больше, чем в целом по федерации, а "двоек" в два с лишним раза меньше. Среди липецких выпускников есть и такие, которые получили максимальный результат в 100 баллов: один - по биологии, трое - по обществознанию и семеро - по русскому языку.

Оценка не по профилю

Год назад орловские школьники сдавали ЕГЭ в рамках эксперимента и результаты совсем не порадовали. В этом году статистика немного улучшилась, но педагоги отмечают снижение показателей по сравнению с теми временами, когда экзамены сдавались в традиционной форме. Причем русский язык орловские школьники знают все же немного лучше, чем математику: средняя оценка по родному языку по области составила 3,5 балла. Часть вины специалисты возлагают на отсутствие дифференцированного подхода при составлении экзаменационных материалов. Ими не учитывается профиль класса, который может быть физико-математическим, гуманитарным, информационно-технологическим или химико-биологическим. По словам начальника городского управления образования Александра Шатохина, около семидесяти процентов выпускников таких классов поступают в вузы и колледжи именно по "своему" направлению.

Назад к книге

На выпускных балах в школах Воронежской области 413 вчерашних одиннадцатиклассников получили золотые медали, 822 - серебряные. Число получивших на экзаменах сто баллов оказалось почти вполовину меньше, чем в минувшем году (49 против 84). Высшим баллом по математике отмечен только один выпускник, знаниями по иностранному языку и литературе, как выяснилось, вовсе некому было блеснуть. Слабее оказались и результаты и по русскому языку: на сто баллов ответили 27 учеников области против 47 в прошлом году.

По мнению доктора филологических наук Берты Духаниной, председателя комиссии экспертов, оценивающей экзаменационные работы, знания выпускников, мягко говоря, оставляют желать лучшего. "Молодые люди, закончившие курс наук в школе, должны на ЕГЭ показать не только грамотность, но и владение письменной речью, логическое мышление, умение аргументировать и отстаивать свою точку зрения", - говорит Берта Сергеевна.

Эксперты оценивали работы выпускников по 12 показателям и, по общему мнению, раздосадованы огромным количеством ошибок. К примеру, в одном из ответов на экзамене встретилась такая фраза: "На мой взгляд, утеря мозгов невозможна без потери представителей искусства". Ее бессмысленность свидетельствует, прежде всего, о малой начитанности молодых людей. К сожалению, говорит Духанина, это если не норма, то весьма печальная тенденция среди школьников и даже студентов. До тех пор, пока на уроках на изучение собственно художественных произведений (Михаила Шолохова, к примеру) будет отпускаться 22 минуты, ребята не станут читать и перечитывать книги с начала и до конца. В интернете есть краткие интерпретации текстов - вот этот суррогат в ходу у выпускников. Отсюда и масса ошибок.

Прямая речь

Юрий Таран, начальник управления образования и науки Липецкой области:

- На мой взгляд, относиться к процедуре единого госэкзамента как к эксперименту неправильно. Скорее, это - поэтапное введение новой модели оценки качества образования. Не все просто. Но, в общем и целом, удается держать ситуацию под контролем: и с точки зрения апелляций, и работы пунктов проведения ЕГЭ, и деятельности экспертов. Отрадно, что не очень разнится уровень знаний, показанный городскими и сельскими школьниками.

Что впереди

Условия поступления уже обнародовали все вузы России, до 15 июля здесь принимают документы абитуриентов. Для зачисления на отдельные факультеты потребуется пройти дополнительные испытания. Так, например, в Воронежском государственном университете для отбора абитуриентов на специальность "журналистика" проводится творческий конкурс, а поступающим на специальность "архитектура" в ТГТУ необходимо сдать конкурсный экзамен по рисунку, оцениваемый по 20-балльной шкале.

Для тех, кто по объективным причинам не смог принять участие в ЕГЭ в мае-июне, предусмотрена вторая волна единого госэкзамена:

17 июля - математика;

21 июля - русский язык;

24 июля - биология, история России;

26 июля - обществознание, физика, иностранные языки, информатика и информационно-коммуникационные технологии;

28 июля - литература, география, химия;

31 июля - дополнительный день сдачи ЕГЭ по всем предметам. 

По сообщениям собкоров "РГ".

Образование Воронежская область Центральная Россия