03.07.2008 01:00
Экономика

В туриндустрии не верят в экономический эффект особых туристических зон

Экономические механизмы по развитию отрасли, предложенные чиновниками, вряд ли окажутся эффективными
Текст:  Алексей Морозов
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4698)
Читать на сайте RG.RU

Туристический сезон в разгаре. Но радости туроператорам, работающим в секторе въездного туризма, он не приносит.

Российские курорты по-прежнему проигрывают иностранным, а у экспертов есть серьезные сомнения, что особые туристические зоны изменят эту картину в будущем.

Свежая статистика удручает. По данным Аналитического центра Юрия Левады, 20 процентов россиян в этом году летом не будут отдыхать вообще, а 22 процента проведут отпуск на даче, стало быть, почти половина клиентов для туристической отрасли потеряна. Семь процентов поедут на Черное море и пять - на другие российские курорты. Остальное забирает заграница. Что же мешает россиянам нормально отдыхать, а внутреннему туризму в нашей стране - развиваться?

Причины банальны. Во-первых, уровень жизни россиян еще не настолько высок, чтобы позволить себе отдых даже в России, который и сам по себе, и - считая вместе с транспортными издержками - неуклонно дорожает (по данным маркетологов, в этом году - примерно на 30 процентов). Во-вторых, качество услуг, которое люди получат за эти деньги внутри России, далеко не всегда соответствует затратам. Об этом стоить поговорить подробнее.

Наиболее состоятельную клиентуру составляют, помимо жителей мегаполисов, сибиряки и обитатели Крайнего Севера. Естественно желание этих людей выбрать именно пляжный отдых (это хорошо видно по приведенным выше цифрам), тем более, что за исключением Ростова и Краснодара крупные российские города расположены от моря далеко. Что же происходит в этой связи с развитием туристской инфраструктуры на нашем Черноморском побережье?

Данные опросов россиян показывают, что люди замечают перемены к лучшему, однако, по их мнению, качество пляжного отдыха (особенно по отношению к цене) пока несопоставимо с таковым в той же Турции или в Египте. По отзывам туристов, люди недовольны крайне низким развитием окологостиничного сервиса (общественное питание, развлечения, экскурсии), удручает их и низкое качество обслуживающего персонала собственно в гостиницах. В то же время отели, к которым трудно придраться в плане качества, совсем не радуют ценой. Известна история, когда состоятельный россиянин оставил в Сочи за три дня отдыха почти миллион рублей. Причину дороговизны понять можно: хорошие отели построены недавно, владельцам нужно "отбивать" затраты. Ориентируясь на клиентов, которые деньги имеют, но по ряду причин за границу не поедут, они не заботятся о том, чтобы растянуть время "отбития" капитала. Не побуждает их к более длительной амортизации вложенных средств и неопределенность с земельными отношениями на юге России: владельцы опасаются, потеряв землю, потерять и здание. Наконец, вспомним и фактор сезонности. Если турецкие и тем более египетские курорты работают круглогодично, российские "черноморцы" стараются выжать максимум из трех летних месяцев.

В итоге единственными клиентами качественного пляжного отдыха оказываются сибиряки, которые, во-первых, едут в Сочи по привычке, во-вторых, часто просто не имеют загранпаспортов, в-третьих, опасаются языковых барьеров. Доля людей, разделяющих эти привычки и предрассудки, снижается примерно на один процент в год.

Понятно, что выход из ситуации можно найти только в резком увеличении предложения. Однако срок строительства среднего отеля в России существенно выше, чем в том же Египте. Если в тени пирамид такой отель строят в среднем за полтора года, а то и быстрее, то в России процедура затягивается до 3-4 лет начиная с проекта. Львиную долю в этом сроке занимают многочисленные согласования, как земельные (настолько сложные, что инвестор иногда принимает решение строить на "липовом" землеотводе), так и технические. Не секрет, что при строительстве здания инвестору приходится получить порядка 15 видов согласований в 10 инстанциях. А дальше начинается собственно стройка, в ходе которой инвестор сталкивается с недостатком стройматериалов, их дороговизной, узкими транспортными коридорами и дефицитом квалифицированных строителей.

Ускорить процесс развития туризма призваны особые туристические зоны, а также игорные зоны, которые многие рассматривают так же как туристические кластеры, хотя и весьма своеобразные. Сбудутся ли эти расчеты?

Напомним, что идея особых туристических зон состоит в том, чтобы снизить налоговую и административную нагрузку на застройщиков в четко очерченных регионах, причем государство в ряде случаев берет даже на себя затраты по строительству инфраструктуры. Изначально акцент делался на регионах, в которых, кроме туризма, толком и заняться-то нечем (Алтай, Забайкалье), а в Сочи, дескать, "и так все хорошо", так что Сочи из этой программы выпал. Было ли это ошибкой?

Многие эксперты считают, что да, и кивают на уже приведенные нами соображения о "пляжных" предпочтениях большинства россиян. В Сибирь сибиряки в массе своей ехать не готовы. Эксперты указывают, что алтайский или байкальский отдых - все-таки для романтиков или для людей, которые уже "видели все", да и то число туристов, которые поедут туда не один раз, исчезающе мало.

Практика подтверждает эти опасения. Взять хотя бы малопонятную ситуацию в Иркутской области. Особая зона (местного значения) сначала была запланирована на одном месте, потом на другом и успела обрасти скандалами. В этой связи вспомним, что по российскому законодательству особые зоны курирует специальное федеральное агентство (зоны местного значения - местные чиновники), тогда как в большинстве других стран, включая Казахстан, зонами управляют специально нанятые международные агентства. Не желая иметь дела с чиновниками, многие застройщики с прохладцей относятся к идее инвестирования в особые зоны.

Не лучше обстоят дела и с надеждами на игорные зоны. Инвесторы не горят желанием инвестировать и в них, памятуя о "проклятиях" в адрес самой идеи со стороны Совета Федерации, звучавших еще прошлым летом. Ряд губернаторов продолжают разделять опасения социального характера (рост преступности), и то ли отказываются от строительства зон, то ли стараются затянуть дело. Не имеют ничего против отдаленные регионы вроде Алтая, для которых создание игорной зоны - едва ли не единственный шанс повысить налоговые поступления. Но ужасающее состояние инфраструктуры заставляет поднять вопрос, как долго им придется обустраивать те же транспортные коридоры? Напомним, что введенный несколько лет назад инвестиционный фонд в силу сложности оформления документации и прочих трудностей не привел пока ни к одному законченному проекту.

Заместитель председателя комитета по туризму РСПП Дмитрий Слободкин - из числа тех экспертов, которые не верят в пресловутые игорные зоны, и у него есть аргументы. Создать город с нуля, например Азов-Сити, говорит он, это дорого. Предполагается, что деньги (31,2 миллиарда долларов) дадут неведомые инвесторы. "Но давайте посмотрим правде в глаза - инвесторов нет, - резюмирует он. - В игорном бизнесе таких денег просто не существует, а инвестор со стороны побоится вкладываться в подобный проект". По его расчетам, срок окупаемости игорной зоны - 30-35 лет, а она вся рассчитана на 10 лет, причем ни единая инфраструктурная проблема не решена, что показали недавние торги по земле в Азов-Сити. Какой туризм в Азов-Сити, если на презентации было озвучено, что через год там будут только надувные воздухо опорные конструкции, или зачем игрокам в Алтайском крае уникальная популяция соболей?

Таким образом, ни одна из новейших экономических затей не способна создать конкуренцию Турции или Египту. Во-первых, идея игорных зон не продумана и может быть реализована только через несколько лет. Во-вторых, серьезные административные барьеры и колоссальные затраты на инфраструктуру сделают отдых в таких вновь построенных "оазисах" крайне дорогим. Наконец, в-третьих, транспортная политика: пока ни один регион не в состоянии взять на себя столько пассажиропотоков, чтобы турфирмы могли выкупать чартеры и предлагать россиянам дешевые билеты, как они делают это с зарубежными странами.

Словом, туристический бизнес, ориентированный на внутрироссийского клиента, как и прежде, сталкивается с серьезными системными проблемами, и, хуже всего, особых надежд их разрешить нет. Поскольку государство сказало уже все, что имело сказать, вся оставшаяся надежда на перемены - в самоорганизации туристического бизнеса, который должен сам заняться стратегическим планированием.

Туризм