Краснодарскому терапевту Наталье Мишиной пришлось отстаивать в суде право на надбавку к зарплате, которую присвоила начальница.
Наталья приехала в Краснодар девять лет назад. До этого 19 лет проработала врачом на Севере и получила пенсию за выслугу. Но когда из поселка Знаменского ушел участковый врач, решила занять его место. Тем более что терапевтам в соответствии с нацпроектом "Здравоохранение" полагалась неплохая федеральная прибавка к зарплате.
Первый суд по иску Мишиной состоялся в мае прошлого года ("РГ" - Неделя" от 31 августа 2007 г.). В поликлинике № 17 с ней не заключили договор на выплаты из центра, сославшись на то, что на ее участке якобы "не хватает населения" и поэтому надбавка ей не положена. Наталья пригрозила, что обратится в суд, и тогда главный врач принесла бланк соглашения. Вот только работала Мишина в поликлинике с 12 декабря 2006 года, а договор ей предложили заключить с 1 февраля 2007-го, отчего терапевт теряла за полтора месяца 14 тысяч рублей. Врач написала исковое заявление, чтобы ей возместили эту сумму, и мировой суд вынес решение в ее пользу.
- Мне не этих 14 тысяч жалко, хоть я и получаю зарплату в две с половиной тысячи, которых хватает мне и сыну только на дорогу из Знаменского в Краснодар и обратно, - говорила тогда корреспонденту "РГ" Наталья Мишина. - Обидно за унижение, которое пережила: от меня отмахивались как от назойливой мухи.
Но, как выяснилось, судебная эпопея терапевта только начиналась. Еще раз мы встретились в июне, после того, как она приняла участие во втором судебном разбирательстве и позвонила в газету, чтобы рассказать, как ей снова пришлось бороться за положенные федеральные надбавки.
Правда, второй случай был уже с явным криминальным оттенком. Дело в том, что ее участок ранее относился к поликлинике № 11, в которой Мишина работала до декабря 2006 года. Оттуда она и еще трое ее коллег пошли на трехмесячные курсы повышения квалификации. Во время учебы им выплачивали только оклад (примерно по 2,5 тысячи рублей), а не средний заработок, в который входили те самые 10 тысяч доплаты.
- Нам сказали, что надбавку за эти три месяца выплатят из фонда больницы, руководство которой должно их изыскать. Из федерального бюджета деньги не поступят, - рассказала Мишина. - Начальник отдела кадров поликлиники № 11 Ольга Сергеева (имя и фамилия изменены. - Ред.) пояснила, что они будут выплачиваться по мере накопления на счету больницы. С курсов мы вернулись в декабре, но этих выплат я не дождалась и в сентябре. Обратилась к главному бухгалтеру, а она мне ответила, что деньги мне выданы еще в апреле! Посмотрели ведомости, а там не моя подпись... Сергеева даже не пыталась ее подделать, просто написала фамилию.
Мишина испугалась: придется либо проводить графологическую экспертизу, которая стоит слишком дорого, либо подарить деньги мошеннице. Но самым страшным и обидным оказалось другое: в поликлинике ее заподозрили в том, что она решила получить деньги второй раз. И в глазах некоторых своих коллег терапевт стала аферисткой, а кадровик - жертвой.
Когда скандал стал разгораться не на шутку, Сергеева сама приехала в здравпункт к Мишиной и вернула ей 23 726 рублей. После чего Наталья обзвонила всех, кто учился вместе с ней на курсах, с вопросом, получали ли они подобную доплату. Выяснилось, что никто этих денег в глаза не видел.
Еще одной потерпевшей в этой истории оказалась терапевт Светлана Лычаная, которая до сих пор работает в поликлинике № 11, обслуживает три поселка, в том числе Лорис. У молодой женщины подрастают две дочурки. После выхода из декретного отпуска в 2005 году, узнав о федеральных надбавках для участковых терапевтов, решила снова вернуться в "медицинский" строй. Десять тысяч для семьи отнюдь не лишние.
На курсах она училась только один месяц в декабре 2006 года. О мытарствах Натальи Мишиной хорошо знала, но продолжала ждать положенных ей денег. Сергеева убедила ее, что сейчас их просто у больницы нет, но, как только они появятся, их тут же выплатят. А потом Светлане понадобилось взять в бухгалтерии справку о среднем заработке, и она решила заодно спросить об этих, ставших почти абстрактными, деньгах. И тут снова стали выясняться странные факты.
- В бухгалтерии удивились моему вопросу и сказали, что я получила надбавку еще в марте. Оказалось, что расчетный лист, который мне дала Сергеева, поддельный, он перепечатан на каком-то старом компьютере и сумма надбавки в нем отсутствует, - возмущается Светлана Лычаная. - У другой моей коллеги такая же история. Просто Сергеева сама печатала приказы, подавала ведомости, сама получала и выдавала деньги. То есть сложились прекрасные условия для воровства. К тому же мы не особенно часто обращались к ней с этим вопросом, а кто-то вообще уволился или перевелся в другую поликлинику.
В итоге Сергеева все же выплатила всем положенные суммы еще до суда. Но избежать встречи с Фемидой ей не удалось. Было заведено дело по статье "Присвоение или растрата".
- Экспертиза показала, что подписи от имени Мишиной и Лычаной сделаны, вероятно, Сергеевой, - рассказала следователь следственного управления УВД по Карасунскому округу Краснодара Елена Еременко. - К тому же в централизованной бухгалтерии сохранились настоящие расчетные листы, а потерпевшим она выдала поддельные, без этих сумм. Было доказано, что в общей сложности она присвоила более 75 тысяч рублей. В ходе следствия она свою вину не признавала.
На суде бывший кадровик все же созналась в содеянном, за что и получила четыре года лишения свободы условно. А главный врач публично извинился перед потерпевшими.
- Мы решили рассказать об этом случае, потому что многие врачи, даже если у них подобным образом воруют деньги, опасаются обращаться в правоохранительные структуры, чтобы не было осложнений на работе. А бояться не надо, - считают пострадавшие терапевты. - Надо отстаивать свои права и честно заработанные деньги.
Комментарий
Сергей Алексеенко, руководитель краевого департамента здравоохранения:
- У нас есть отдел, который занимается проверкой жалоб врачей из лечебных учреждений. Мы проводим также множество проверок и ревизий в больницах и поликлиниках. Среди выявленных нарушений фактов, подобных описанному, пока не было. Думаю, что это обыкновенное мошенничество, поэтому в подобных случаях следует смелее бороться за свои права.
Если же медики по каким-то причинам опасаются обращаться к руководителям своих больниц и поликлиник, советую звонить в наш департамент по горячей линии: (861) 231-08-82. В ближайшее время здесь будет установлено записывающее устройство для контроля всех поступающих звонков.