08.07.2008 00:00
Культура

Андрей Мягков отмечает 70-летний юбилей

Сегодня Андрею Мягкову - 70
Текст:  Ирина Корнеева
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4701)
Читать на сайте RG.RU

Его считают самым дорогим гостем в каждом доме всей страны - ведь телефильм "Ирония судьбы, или С легким паром!" навсегда вошел в прочный ассоциативный новогодний ряд наравне с боем курантов и поздравлением президента под первый бокал шампанского.

Без Андрея Мягкова и Новый год - не Новый год, и праздник - не праздник. Тогда как сам актер, как настоящий волшебник, ежегодно дарящий всем ожидания чуда, с шумным застольем и большим празднеством предпочитает тихие семейные вечера. В компании любимой и единственной, кому посвящено все и вся, - актрисы Анастасии Вознесенской. С которой, как в идеальных романах, почти не случающихся в нелитературной реальности, познакомились студентами (в Школе-студии МХАТ) и поженились один раз и на всю жизнь.

Какие они замечательные актеры (а в отношении этой супружеской пары всегда хочется говорить только во множественном числе), знают все. "Братья Карамазовы", "Жестокий романс", "Дни Турбиных" - одна вертикаль в творчестве Андрея Мягкова. Рязановская параллель - это "Служебный роман", "Гараж", наконец, "Ирония", разошедшиеся на афоризмы. А феномену Андрея Мягкова есть объяснение - от Эльдара Рязанова: "Раздеться, забраться в чужую кровать и при этом хамить - не трудно. А вот быть при этом очаровательным, забавным и вызывать зрительскую любовь, пожалуй, далеко не всякому по плечу".

Другая творческая реальность - "Современник" и Московский художественный театр имени А.П. Чехова, где Андрей Мягков - ведущий ефремовский артист, играет уже более 30 лет.

В связи с чем здесь будет уместно упомянуть несколько менее известных фактов из биографии Андрея Мягкова. Здесь, во МХАТе, он, помимо того, что сыграл множество выдающихся ролей, выступил и в новой для себя роли - режиссера.

В конце спектакля Андрей Мягков выстраивает целое ритуальное шествие со свечками по лестнице - восхождение к небесам, которое трактовать можно то ли как путь в счастливую жизнь, то ли в загробную, потому что одиночество неискоренимо, героини спектакля - старушки - совсем никому не нужны, их забыли, а они живы...

Можно долго рассуждать о достоинствах и недостатках актерской режиссуры. Но в том спектакле подробная детальная работа Андрея Мягкова не глушила спецэффектами, не шокировала невероятными трактовками, не сражала наповал внешним рисунком, а разбирала историю по существу, что сегодня опять же большая редкость. К тому же актеры у Андрея Мягкова играли так, будто для каждого из них все происходящее - дело глубоко личное, и не учили они наизусть чужие слова, а рассказывали их от себя самих...

И этот удивительно тонкий спектакль Андрея Мягкова "Ретро" по сей день украшает репертуар театра.

Здесь, в Художественном театре, Андрей Мягков начал рисовать портреты - нет, если быть точнее в определении - души людей. Потому что именно это ощущение возникает, когда рассматриваешь его необыкновенные картины, отражающие самую суть человеческой природы и характер персонажа, как на рентгене, - актерский опыт, помноженный на художественный талант, произвел фантастический эффект в живописи, доступной для созерцания лишь узкому театральному кругу.

Вообще, вся личная, в том числе и творческая жизнь Андрея Мягкова - это очень четко ограниченное от других пространство, что на сегодняшний день возведенной в культ публичностью большая человеческая редкость и заслуга.

Его нельзя "поймать" на светских вечеринках - он принимает приглашения только от самых близких ему людей.

Его имя невозможно представить на страницах желтой прессы в контексте скандальных подробностей - он из той редкой породы людей, к которым "грязь не липнет".

Его не встретишь мелькающим в сериалах - он, думается, просто не умеет играть в полсилы, ведь каждая его роль, даже самая бытовая, становилась событием.

Он никогда не только не дает интервью, но и не читает, что вообще пишут про него. Он умеет жить в своем мире, куда вход посторонним людям и словам воспрещен, и умеет уходить от ненужных объяснений. Потому что, по его мнению, "В искусстве никто никогда не дает ответов. А если дает, то это плохое искусство". А в жизни никто не ставит вопросов. Если речь идет о настоящей, серьезной жизни...

Театр