Есть две верные приметы наступления летних телеканикул - это уход из эфира аналитических программ и появление в нем Бориса Бермана и Ильдара Жандарева с передачей "На ночь глядя".
Для тех, кто не смотрел телевизор
Давно мне не приходилось слышать столь шокирующего чистосердечного признания (даже в повидавшей виды программе "Чистосердечное признание"), как то, что сделала писательница Виктория Токарева в гостях у Бермана и Жандарева. Она созналась, что не читала ни "Божественной комедии", ни "Дон Кихота". Не наказуемо, конечно, но несколько странно для мастера художественного слова.
И не то смущает, что известная властительница дум и чувств довольно значительной части населения РФ обошлась без двух великих книг. Смутило другое. То, что писательнице не неловко в этом признаться. И то, что сделала она это публично с неприступной невозмутимостью, с неколебимым достоинством.
Ведущие несколько опешили. Подумали, что гостья шутит, но через секунду догадались, что нет. Им, чувствующим себя на современном ТВ, этом океане пошлости, островком возвышенной интеллигентности и приглашающим своих высоких гостей, чтобы поговорить с ними, главным образом, "за духовность", "за художественную литературу", "за высокое искусство", услышать такое, мягко говоря, было неожиданно.
Мне - тоже. В конце концов, подумал я, бог с ней, с Викторией Токаревой. Это факт биографии писательницы и ее личных отношений с коллегами Данте и Сервантесом. А вот то, что образованный человек не испытывает при этом ни грана неудобства, готов с гордо поднятой головой нести флажок своего пренебрежения к общепринятым культурным ценностям, - это уже проблема наших сегодняшних умонастроений. Это какой-то совсем уж нехороший симптом нашего общего недуга.
...Нашелся повод опечалиться и у Алексея Пиманова.
Вообще-то, этот телеведущий все больше рассказывает о правонарушителях, живущих здесь и сейчас, а тут ему довелось прикоснуться к судьбе дочери Леонида Ильича Галины Брежневой, некогда пожившей в свое удовольствие, да плохо кончившей.
Честно говоря, я так и не понял, зачем ему понадобилось "прикасаться". Чтобы своими словами пересказать басню о попрыгунье-стрекозе?.. Никаких новых фактов в двухсерийном повествовании автор нам не привел, если, правда, таковым не признать историю о том, как инфанта на какой-то дипломатический прием пришла без нижнего белья, подробное перетряхивание которого в подобных фильмах происходит с едва скрываемым сладострастием.
Под флагом борьбы с пошлостью, а также за гуманизм и дружбу между ближайшими родственниками, вытаскиваются на экран истории о детях, брошенных знаменитостями, о спившихся женах бывших секс-символов, о спившихся секс-символах, прозябающих в безвестности и нищете...
И слава и бесславие, и грязное и постиранное белье - на продажу по сходной цене. Крайности хорошо покупаются. На этом и стоит мир массмедийного бизнеса, что не может не вызывать чувства протеста и иронии.
Но, слава богу, есть еще на нашем ТВ люди, читавшие "Дон Кихота" и не постеснявшиеся в этом признаться.
Не постеснялся, в частности, Александр Гордон. И настолько, что бросил дерзкий вызов масскульту в программе имени самого себя и мало популярного писателя Сервантеса - "Гордон Кихот".
Я уже хотел было обрадоваться, но пока воздержусь. Новая программа требует отдель ного рассмотрения, что я и попробую сделать в ближайшем выпуске "Российской недели".
Для тех, кто не будет смотреть телевизор
Летние каникулы ТВ вернее было бы назвать неким промежутком, во время которого вещатель старается с наименьшими рейтинговыми потерями перезимовать неизбежный сезонный отток телезрителя.
Это время, когда на ловца зверь не бежит. Напротив, он от него как может убегает. Но и ловец несильно напрягается.
Одно решение проблемы - смириться с "бегством", с рейтинговыми потерями и швырять в эфир то, что ему, вещателю, недорого: старые фильмы и сериалы, новые повторы, неудавшиеся проекты... Тем временем за кулисами по-тихому, в обстановке строжайшей секретности конкурирующие вещатели готовятся к осеннему рывку с низкого старта.
Другая стратегия - заняться экспериментированием с вещательной сеткой, обкатыванием новых проектов и покупкой на Западе и на Востоке популярных лицензионных форматов с последующей адаптацией их к российским реалиям.
Чаще всего происходит совмещение обоих вариантов. Разница лишь в пропорциях.
Первый в этом отношении наиболее гармоничен. Прервав на время футбола свой забойный проект "Король ринга", он не прогадал. Более того, наверное, выгадал. Все-таки, при полном штиле на экране дворовое мордобитие хоть как-то способно потешить телезрителя. Но тут еще и случай подвернулся. На ММКФ прилетел голливудская звезда Уилл Смит. Первый подсуетился и пристегнул киноартиста к зрелищу в роли комментатора. Роль, надо признать, ему удалась. Она добавила дворовому мордобитию, которое местами кажется постановочным, толику азарта, полщепотки обаяния.
У Первого в загашнике нашелся нестандартный ментовский сериал "Морозов" с хорошим актером Гладием. Сериал, между прочим, лицензионный. Его оригинал был придуман в Польше. "Придумка" состояла в том, что главному герою авторы догадались добавить щепотку психологизма. И тогда стало любопытно следить не только за детективными поворотами сюжета, но и за самим героем.
Что же касается "Гордон Кихота", то этот проект для зрителей разнообразил летний репертуар ТВ, а инициаторам дал возможность обкатать программу на зрителях. Летний эфир - это своеобразный испытательный полигон для новых проектов, чем не все телеканалы пользуются. Как правило, они предпочитают секретить свои новинки до последнего момента, затем вбрасывать их в эфир в полусыром виде, а уж после этого, недобрав планового рейтинга, либо задвигать неудачников совсем в плохое время, либо вовсе выбрасывать из сетки.
Собственно "Морозов" - это тоже проба пера. В эфире прошла первая порция сериала. Вещатель посмотрит на данные рейтинга, оценит его динамику, проанализирует расклад аудитории. А производитель тем временем на старте "бьет копытами" в ожидании команды "Мотор! Начали!".
То же самое можно сказать о другом премьерном сериале на Первом - "Сеть". Опять же любопытно: клюнет ли массовый зритель на технологичную хакерскую историю? Или он ей предпочтет геополитическую, историко-костюмную вампуку "Пером и шпагой" на телеканале "Россия"?
***
Занавес телевизионного сезона 2007/2008 постепенно опустился. Из обещанного нам так и не показали телесериал "Братья Карамазовы" и телеверсию фильма "12". Фильмами нон грата в нашем эфире стали документальный проект Андрея Смирнова "Свобода по-русски" об истории отечественного парламентаризма и художественный сериал Михаила Козакова "Очарование зла" о сотрудничестве чекистов с "Серебряным веком".
Наступает время летней спячки и жвачки. Правда, совсем уж близко олимпийская страда.