В боевом составе российского ВМФ может появиться корабль, заложенный на стапелях в Николаеве. Речь идет о недостроенном ракетном крейсере "Украина".
Глава украинского военного ведомства Юрий Ехануров заявил, что наше минобороны проявляет к крейсеру особый интерес. По его словам, в Москве уже обсуждали возможность такой сделки, и сейчас в Киеве "ждут решения". Правда, в российском минобороны переговоры по "Украине" не комментируют. Однако известно, что до 2005 года предприятия нашего ОПК имели заказ на изготовление ракетного вооружения для корабля. Но наши источники в военном ведомстве высказывают сомнение в реальности такой сделки. Ссылаются на то, что проект уже устарел - он стартовал еще в 1984 году. К тому же на достройку требуются огромные средства, а достраивать корабль можно только на Украине.
Между тем серьезный разговор о проблемах российского гражданского флота состоялся на выездном заседании Морской коллегии в Санкт-Петербурге. Его провел вице-премьер Сергей Иванов. Речь, в частности, шла о необходимости лицензирования и контроля за наймом моряков гражданского флота для иностранных и отечественных компаний.
Кадровый голод становится настоящим бичом российского судоходства. По данным минтранса, через полтора-два года дефицит плавсостава достигнет 10 процентов. Многие курсанты после выпуска заключают контракты с зарубежными компаниями и бороздят океаны под чужими флагами.
- Хватит бездумно тратить бюджетные средства, - подчеркнул Сергей Иванов. - Для подготовки капитана нужно как минимум 15-20 лет, корабли строят быстрее. Поэтому у нас просто не хватает специалистов, которым можно доверить эксплуатацию современного судна.
Запретить выпускникам выбирать место работы государство не имеет права. Вернуться к системе жесткого распределения молодых специалистов - тоже. Что же делать? Выход из положения некоторые чиновники увидели в особых преференциях для моряков. В частности, звучали предложения ввести для них "бронь" от военной службы. Иванов с этим категорически не согласен. По его словам, если вернуть так называемые профессиональные отсрочки, "все начнут доказывать, что их специальности - самые нужные". Под призыв не должны попадать только учащиеся и курсанты мореходок. А затраченные на их обучение бюджетные деньги можно вернуть с помощью предварительных контрактов. Еще до выпуска каждый будущий моряк должен добровольно взять на себя обязательство в течение нескольких лет отработать на российских судах либо оплатить государству стоимость учебы. Так, между прочим, уже поступают в военных училищах и академиях.