Федеральный закон от 24 июня 2008 года N 94-ФЗ невелик. Но из лапидарного содержания следует не самая приятная для автолюбителей новость: прямое возмещение убытков в случае причинения вреда имуществу, так что "европейский протокол" в нынешнем году в рамках ОСАГО не появится.
Разговоры о необходимости установить возможность для потерпевшего обратиться за выплатой к "своему" страховщику начались еще в 2005 году. Такая процедура - прямое возмещение убытков - после нескольких лет проработки прописалась-таки в законе об ОСАГО и должна была заработать с 1 июля 2008 года. Однако сие не состоялось: законом 94-ФЗ прямое возмещение убытков отложено до 1 марта 2009 года. Заодно отложили до того же марта и введение "европейского протокола" - возможности для участников ДТП при небольшом ущербе разбираться "полюбовно", не вызывая сотрудников ГАИ. Напомним, что до появления закона 94-ФЗ начало применения "европейского протокола" планировалось с 1 декабря 2008 года.
Сдается, однако, что автовладельцам придется ждать несколько дольше. Чиновники не подготовили нужных документов к первоначально установленному сроку, вследствие чего начало осуществления новых процедур пришлось сдвигать. И сумеют ли они издать требуемые документы к более поздней дате - неизвестно. Единственным министерством, успевшим разработать соответствующий бланк, оказалось МВД, утвердившее новую форму бланка о ДТП с учетом планируемых изменений. Однако объективности ради нужно отметить, что масштабом проделанной работы разработка того бланка явно не отличается. А вот у мин транса, минобразования и Федеральной службы страхового надзора впереди еще непочатый фронт работ.
Впрочем, отличились нерасторопностью не только государственные структуры, но и страховщики, не создавшие единого клирингового центра, на который возлагается обязанность обеспечивать расчеты между страховыми компаниями. Нет до сих пор и информационной системы об участниках ДТП. Создать базу по всем ДТП страховщики совместно с МВД должны были еще пять лет назад - именно эта база задумывалась как основание для применения повышающих и понижающих коэффициентов "бонус-малус". Однако, поскольку отсутствие базы не помешало существованию ОСАГО, идея создания такого информационного блока со временем перестала казаться актуальной. Может быть, и в этот раз без информационной системы все как-нибудь само собой образуется...
Но будем все-таки оптимистами. То, что лучшее рано или поздно настает, показывает история со "стикерами". Это, если кто не помнит, такие разноцветные "фантики", которые надо было клеить на стекло автомобиля. Приклеивались "фантики" легко, а вот отклеиваться не желали категорически. Кроме того, выцветая на солнце, они превращались в блеклые прямоугольнички. И вот в том же 2005 году появилась смелая идея - напрочь отказаться от "фантиков", поскольку ответственности за их неиспользование все равно не было, а люди их воспринимали с раздражением. Здравый смысл победил, для чего потребовались все те же три года: с марта 2008-го упоминание о "стикерах" исчезло из правил ОСАГО. Зачем вообще "стикеры" были нужны, так и осталось загадкой, но зато победа лучшего очевидна.
Будем надеяться, что и прямое возмещение убытков вместе с "европейским протоколом" тоже когда-нибудь появится.