Дела партий в нашей стране идут хуже некуда. Скажем, я желаю успеха обновленному "Яблоку" - да только ни на грош в этот успех не верю. По-моему, и сами "яблочники" не испытывают огромного драйва.
И это - естественно, они не исключение, а правило.
ВСЕ партии 1990-х находятся в состоянии тяжелого, перманентного кризиса. Лидеры примелькались за 15 лет - за 15 лет многоговорения и бессилия. Может быть, не они в том виноваты, но жаловаться некуда - избиратель устал, "уж не ждет от партий ничего он, да и прошлого не жаль ничуть". А вердикт избирателя, увы, окончательный.
Сама стилистика 1990-х устарела - "это больше не носят". Опять же - справедливо или несправедливо, а спорить бесполезно. Климат изменился, динозавры умирают.
Но и с новой фауной проблемы! "Проекты" по созданию новых партий так и остались на уровне... "проектов". Не хочу никого обидеть, но объективность требует признать - НЕ РАСТЕТ...
Единственное исключение - ЕР.
Вполне очевидно, что партия выросла на знаменитом административном ресурсе. Это старая история... Увы, у нас жизнеспособными получаются только социальные существа с "административным геном". (Что, кстати, объясняет и причины краха остальных партий.) Но за каждое удовольствие надо платить: хоть ген и повышает иммунитет в нашем холодном климате (особенно в тени Вертикали), он определенным - иногда не лучшим - образом влияет и на другие функции.
Все помнят классический афоризм председателя в бозе почившей партии НДР В.С.Черномырдина: "Какую партию ни строим - КПСС получается".
Конечно, ничего не стоит опровергнуть эту мысль: нет парткомов; конституционно запрещено господство одной идеологии; существует, хотя и рахитичная, но "многопартийность" (или, как ее называют, "полуторапартийность"). Да и в самой ЕР - нет ни "демократического централизма", ни агрессивной нетерпимости к разным мнениям, ни вмешательства партии в частную жизнь своих членов. Наконец, идеология ЕР радикально отличается от коммунистической.
Но вместе с тем - и, кстати, еще одно отличие от времен КПСС в том и состоит, что обо всех этих материях можно свободно говорить в СМИ, - есть, конечно, и общее. Это общее - все тот же "административный ствол", на котором вырастают "партии власти".
А если немного уточнить - партии правящей бюрократии.
Слово "бюрократия" у нас (да и во всем мире) воспринимается чуть ли не как "ругательство". Разумеется, это глупо - бюрократия абсолютно необходимый и уже поэтому полезный социальный институт. Но, увы, никакие ссылки на Вебера, Шумпетера, на теории рационального управления ничего в общественном мнении не меняют.
Главная, многовековая проблема нашей бюрократии всем известна - ОТЧУЖДЕНИЕ от народа, общества, словом, от "нормальных людей". Причем чиновники с удовольствием в этом признаются с трибун - чтобы ничего не менять после столь ценных признаний.
Отчуждение от общества опасно для бюрократического аппарата. Но для политической партии оно опаснее во сто крат - просто обессмысливает деятельность, само существование партии.
Надо сказать, что эту истину в ЕР, естественно, понимают, признают. Но вопрос, опять же, не в констатациях, а в способах преодоления отчуждения.
Отчасти оно может преодолеваться в ходе публичной политической конкуренции партий. Но об этом механизме в наших условиях всерьез говорить невозможно - слишком несоизмеримы возможности ЕР и всех остальных партий, вместе взятых.
В таком случае остается один, тоже известный механизм "пробуждения партии" - встряхивание. Производит его, понятно, высшее руководство.
Логически это может восприниматься как задача о "квадратуре круга", как попытка вытащить себя самого из болота и т.д. Но что логически неразрешимо, то практически часто бывает осуществимо.
По-видимому, сейчас этой проблемой занят Путин - премьер и председатель ЕР.
Его задача понятна: опираться на партию, но не "утонуть в ней", а, наоборот, "взболтать" саму партию. Опять же - логически может быть и противоречивая (или "слишком диалектическая", аккуратно выражаясь) задача, а практически - вполне реальная.
Путину позарез нужны ПРЯМЫЕ выходы на общество - в обход правительственной и партийной бюрократии. Нужен механизм обратной связи с обществом, чтобы просто узнавать из нефильтрованных источников о настроениях народа, о том, как слово нашего правительства отзовется. И, соответственно, в режиме диалога с обществом, в той или иной мере корректировать свои решения.
Казалось бы, для этого и существует партия. Но как быть, если сами партийные механизмы тоже склонны замыкаться на себя?
Так что Путину предстоит решить одновременно две взаимодополняющие задачи.
С одной стороны, задействовать партийные механизмы для связи с обществом. С другой стороны, изменить и отладить сами эти механизмы, что является частью большой работы по реформированию партии. Для решения этих задач недавно принято одно решение, которое может иметь важные последствия.
А именно - будет создана сеть общественных приемных Путина как председателя ЕР.
Надо иметь в виду, что существует система общественных приемных самой партии. Так вот, эта система не будет ликвидирована - но и не сольется с системой путинских приемных. Смысл очевиден: Путин хочет иметь СВОЙ канал, который не ставит его в зависимость от существующей партийной машины.
Это решение - не техническое, а вполне принципиально политическое.
Роль "путинских приемных" совсем не сводится к "ящику для челобитных" (хотя и это очень немало!). Кроме того, приемные становятся чем-то вроде еще одного "института полпредов", хотя и не имеющих государственных полномочий. Они будут отслеживать ситуацию в регионах, проводить мониторинг - и напрямую сообщать результаты Путину. Понятно, что все это имеет самое прямое отношение к борьбе с коррупцией, объявленной "новым курсом" высшего политического руководства страны. Кроме того, это соотносится и еще с одной кампанией - по "проверке рядов" самой ЕР. Руководители партии категорически избегают зловещего слова "чистка", которым их преследуют СМИ. Что ж, действительно надо надеяться, что это не станет "чисткой" в стиле 1920-х (тем более 30-х) годов. Но провести сколь-нибудь реальную борьбу с коррупцией и при этом никого не задеть - куда сложнее, чем осуществить непорочное зачатие...
О степени серьезности намерений можно судить по тому, кто их будет выполнять.
Во главе системы "путинских приемных" поставлен Михаил Бабич. 39-летний депутат Думы имеет репутацию человека твердого, умеющего отстаивать свою позицию в "условиях, приближенных к боевым": он был премьером Чечни и, как говорят, не боялся там спорить не с кем-нибудь, а с Рамзаном Кадыровым. Едва ли это требует дополнительных комментариев. Есть у него и удачный опыт публичной политики, и тоже в не самых простых условиях - возглавлял предвыборный штаб ЕР в "традиционно красной" Владимирской области.
Факт такого назначения говорит о том, что Путин делает немалую ставку на систему "общественных приемных". Похоже, политического "расслабона" не будет.