Сегодня у депутатов Свердловской областной Думы последнее заседание перед уходом на летние каникулы. В числе вопросов, которые они обсуждают, - проект местного закона о противодействии коррупции. Накануне спикер облдумы Николай Воронин поделился с "РГ" своим видением решения этой проблемы и перспективами принятия закона.
Российская газета: Николай Андреевич, как сегодня выглядит законодательный антикоррупционный механизм?
Николай Воронин: На недавнем заседании Совета законодателей России в Москве еще раз было подтверждено, что коррупция является системным злом, угрожающим безопасности страны, и бороться с этим злом власть намерена так же системно. Это не кампания, а комплекс долгосрочных мер, который потребует принятия принципиально нового законодательства и внесения изменений в 24 уже действующих закона. Комплексный план борьбы с коррупцией еще обсуждается, в нем появляются новые идеи.
РГ: Что именно будет изменено в действующем законодательстве?
Воронин: Прежде всего, будет решаться задача повышения ответственности чиновников органов государственной власти и местного самоуправления. Откровенно слабы все действующие ведомственные регламенты: в них четко не прописаны обязанности чиновников и служащих, а это позволяет им вольно устанавливать рамки своей ответственности и ставить человека в зависимость от своего решения. Чиновник может требовать от просителя одну, другую справку. А если это все будет четко прописано, таких коррупциогенных факторов вообще не возникнет. В предполагаемом комплексе мер максимально сокращается само количество контактов чиновника и посетителя. Планируется ввести новый жесткий комплекс мер наказания для чиновников-коррупционеров. Это, прежде всего, дисквалификация. Необходимо создать такие условия, при которых сама мысль о взятке будет пугать чиновника, судью, депутата, банкира и всех, кто имеет отношение к принятию решений по экономическим, имущественным вопросам. А к контролю предлагается широко привлекать общественность и средства массовой информации.
РГ: Как на областном уровне будут решаться эти задачи?
Воронин: Областной парламент уже принял к рассмотрению проект закона о противодействии коррупции, внесенный прокурором области. Когда мы примем закон, у нас появится инструмент для этой большой и сложной работы. Прежде всего проверим действующие областные законы на наличие в них коррупциогенных факторов. В проекте антикоррупционного закона их сформулировано 16. Уберем из законодательных актов расплывчатые формулировки, позволяющие расширительно толковать права госслужащих. Четко пропишем механизм их ответственности и меры наказания за неисполнение или ненадлежащее исполнение ими своих обязанностей. Проследим, чтобы в законе присутствовал механизм контроля за доходами служащих. Не должно быть в органах власти ни одного совместителя-бизнесмена. Каждый, кто имеет хоть пару акций какого-нибудь предприятия, обязан будет продать их. Декларации о доходах и имуществе теперь будут подавать не только сами чиновники, но и члены их семей.
РГ: Так ведь разбегутся чиновники с такой службы…
Воронин: А здесь каждый должен будет сделать свой выбор. Если хочет человек продолжать служить, значит, пусть принимает эти условия. Новым сотрудникам будут просто отказывать в приеме на службу, если они не избавились от параллельного бизнеса и не принимают кодекса чести госслужащего. Разумеется, обучим всех новым документам и требованиям. Аттестацию будем проводить по новым правилам. Но бульдозером по чиновничеству мы пахать не собираемся. Строгий подход к подбору кадров ни в коем случае не должен повлечь за собой разрушения структуры управления и законодательства.
РГ: В проекте закона свердловского прокурора функция координатора борьбы с коррупцией возлагается на совет общественной безопасности при губернаторе. А один из депутатов предлагает загрузить этой работой уполномоченного по правам человека…
Воронин: Вот только не уполномоченного! Ему же не останется времени на защиту прав человека. У нас есть кому заниматься коррупцией. Совет общественной безопасности, по-моему, - именно тот орган, который сможет реализовать новое антикоррупционное законодательство.
РГ: И когда планируете принять новый закон против взяточников?
Воронин: Мы получили пакет документов, которые позволят снизить уровень коррупции уже в самое ближайшее время. А непосредственно закон о противодействии коррупции будем включать в повестку заседаний, как того требует регламент. Президент поставил задачу регионам до первого января разработать и принять все необходимые законодательные акты.