09.07.2008 08:30
Власть

Дмитрий Медведев предложил изменить мировую финансовую систему с помощью российского рубля

Дискуссии лидеров "восьмерки" были острыми, но плодотворными
Текст:  Марина Волкова (Тояко)
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4702)
Читать на сайте RG.RU

Вчера лидеры стран - членов "восьмерки" были предоставлены сами себе.

Но не в том смысле, что каждый из них "наслаждался" собственной программой. Просто единственный раз за все три дня главы индустриально развитых стран собрались без специально приглашенных коллег из других стран, чтобы обсудить, как же все-таки жить дальше.

Пока супруги глав государств "восьмерки" в несколько усеченном составе - на саммит не приехали итальянская и французская первые леди, а также муж Ангелы Меркель - отправились на рынок попробовать местную черешню и "черный" сыр, а потом тестировали экологически чистые автомобили, их мужья пытались решать мировые проблемы. Говорили лидеры буквально обо всем. По словам российского президента Дмитрия Медведева, они обсудили глобальную экономику с акцентом на финансовом кризисе и энергетической безопасности. А также уделили немалое внимание продовольственному кризису, не оставив без внимания и региональные конфликты.

На нынешней "восьмерке" все мысли по поводу главных тем саммита было задумано оформить в одном документе. Только выпускать его лидеры решили отдельными главами. Африку "восьмерка" собирается осветить сегодня. А с мировой экономикой ей удалось разобраться вчера. С климатом вышло несколько сложнее. Вчера лидеры выпустили коммюнике, а сегодня продолжат переговоры.

Еще во время финансовой "восьмерки" министры финансов отмечали, что экономика столкнулась с риском спада. Те же выводы содержатся и в заявлении лидеров. Выросшие цены на продовольствие и нефть оказывают негативное влияние не только на развивающиеся страны, но и на мировую экономику в целом. Инфляция, которая России знакома не понаслышке, финансовые спекуляции, падение курса доллара, все это не может не волновать лидеров. И Дмитрий Медведев высказал мнение, что нынешняя архитектура финансовой безопасности нуждается в изменении. "Та архитектура финансовой безопасности, которую выстраивали, она не является достаточной, - сказал президент. - Были сделаны предложения, договорились о создании специальных фондов". "Мы должны думать о том, как должна выглядеть архитектура международных экономических отношений. То, что есть, уже не устраивает никого. Мы уже говорили, что "восьмерка" должна отойти от национальных подходов", - отметил глава Российского государства и предложил развивать валютную систему, включая цель сделать рубль резервной валютой.

Но финансовые институты - лишь часть мировых проблем, которые помимо традиционных возникли в текущем году. Продовольственная безопасность, несмотря на ежегодные старания лидеров "восьмерки" решить их в том числе и через помощь развивающимся странам, дала сбой, грозя голодом практически 100 млн человек. Россия, по словам Медведева, изложила на саммите свое видение проблемы. "Нами было сделано два новых предложения - одно из них связано с необходимостью возникновения нового формата внутри "восьмерки", - сказал президент. Он пояснил, что это формат, в котором принимают участие министры сельского хозяйства государств G8. "Это предложение было поддержано", - сказал президент России.

Вторая идея, по его словам, - "проведение специальной сессии, такой, как саммит по зерновой проблематике, где бы обсуждались и причины роста цен на зерно, и возможные способы стабилизации ситуации в этой сфере". Отвечая на вопрос корреспондента "РГ", Медведев заявил, что лидеры "восьмерки", считая причинами продовольственного кризиса рост потребления, увеличение цен на нефть и использование биотоплива, по-разному расставляют акценты, и им еще только предстоит определиться, что является главным. "Всемирный банк представил данные, согласно которым 75 процентов в росте цен на продовольствие дает использование нового топлива", - сказал "РГ" Медведев, добавив, что у России несколько иное мнение на этот счет.

Но в чем сошлись лидеры "восьмерки" сразу и безоговорочно - так это в недопустимости того роста цен, которые демонстрирует нефть. "Мы испытываем серьезную обеспокоенность в связи с резким ростом цен на нефть, которая несет в себе угрозы для мировой экономики. В общих интересах необходимо предпринимать согласованные усилия по устранению коренных причин этого роста", - говорится в принятом на саммите "восьмерки" заявлении, касающемся мировой экономики. "Что касается предложения, то в кратко срочной перспективе следует увеличить мощности по добыче и переработке", - отмечается в документе, и это непосредственно касается России. "Нефтедобывающим странам следует обеспечить транспарентный и стабильный инвестиционный климат, благоприятствующий расширению мощностей по добыче, что необходимо для удовлетворения растущего глобального спроса", - говорится в заявлении.

"Что касается спроса, важно принять дальнейшие меры, направленные на повышение энергоэффективности, а также вести курс на диверсификацию в энергетике", - завуалированно говорится в документе о биотопливе.

Спрос и предложение на топливо, а также транспортировку довольно трудно, по мнению Медведева, увязать друг с другом так, чтобы все интересы при этом были соблюдены. Такая попытка была предпринята на саммите "большой восьмерки" в Санкт-Петербурге, что отмечалось и вчера. Но и идеи, высказанные два года назад, требуют развития. Медведев считает, что для обеспечения энергетической безопасности надо принять новые международные соглашения. "Для нас сегодня очевидно, что ряд международных конвенций, таких, как энергетическая хартия, не работают или работают непродуктивно. Есть резон поговорить о том, чтобы консолидировать эти усилия по-новому". Поговорить об этом лидеры смогут уже в Лондоне, где в скором времени по решению "восьмерки" будет созван энергетический форум.

С климатом все обстоит несколько сложнее. Еще в прошлом году на встрече "восьмерки" в немецком Хайлигендамме было понятно, что подходы к решению этой проблемы внутри "восьмерки" чуть ли не противоположные. По крайней мере тот максимум, который год назад удалось закрепить в итоговой декларации, лишь гласил, что стороны готовы подумать над тем, как бы им снизить к 2050 году выбросы углекислого газа в два раза. И это при том, что к концу 2009 года должно быть выработано новое соглашение взамен истекающему Киотскому протоколу. А к концу 2012 года - и вовсе вступить в силу.

Внутри "восьмерки" существуют две полярные точки зрения. За год позиции сторон не слишком-то сблизились. США, Канада и в какой-то степени Россия считают бессмысленным ставить перед собой долгосрочные задачи, если Китай и Индия, а также другие крупные эмитенты парниковых газов не присоединятся к новому документу. Кроме того, Америка и вовсе не готова сокращать свои выбросы плоть до 2025 года, хотя в сенате и была предпринята, но неудачно, попытка законодательно оградить природу от посягательств.

Страны Евросоюза, и в первую очередь Германия и Англия, напротив, предлагают жестко закрепить желание вдвое сократить выбросы. А в качестве промежуточной цели определить 20-процентное сокращение выбросов до 2020 года. Но даже те, кто поддерживает Германию, не захотели, как она предлагала, взять за точку отсчета количество выбросов в 2005 году. В итоге даже Германия, на национальном уровне вместе с Францией провозгласившая такую позицию в качестве приоритета, будет сокращать свои выбросы в сравнении с 1990 годом.

Япония, председательствующая на саммите, заняла компромиссную позицию. Никаких конкретных цифр, никаких законодательных обязательств. Токио лишь предлагает так называемый секторный подход, который предполагает разбиение экономики на 4 сектора и заявительный принцип для стран - сколько они могут сократить выбросов в каждом секторе. И России такой подход нравится. Сама Япония, представившая концепцию Фукуды, заключающуюся в создании инновационного низкоуглеродного общества, готова к 2020 году сократить 14 процентов выбросов, а к 2050-му подумать над 60-80 процентами.

Впрочем, есть и еще один вариант, который предполагает приобретение квот на выбросы у тех стран, кто их не израсходовал. Однако мало кто, включая Россию, промышленность которой в 90-е годы не сильно портила окружающую среду, спешит продавать свои квоты. Во-первых, к моменту истечения Киотского протокола это может стать хорошим бизнесом. А во-вторых, эти квоты могут пригодиться и самим странам - их обладателям.

Единственная инициатива, выдвинутая в рамках "восьмерки" и содержащая конкретные суммы, принадлежит Японии, США и Великобритании. Они предлагают создать два инвестиционных фонда в общей сложности на 10 млрд долларов, половина которых приходится на эти три страны. Остальным членам "восьмерки" предлагается внести недостающую сумму. Однако эта идея не была воспринята однозначно, в том числе и Россией. Шерпа Аркадий Дворкович и вице-премьер - министр финансов Алексей Кудрин высказались в том духе, что сначала эту инициативу надо как следует изучить и посмотреть научное обоснование. Впрочем, Международное энергетическое агентство в канун саммита подготовило доклад, выводы которого выглядят разорительно для стран "восьмерки". Чтобы добиться двукратного уменьшения выбросов к 2050 году, надо инвестировать не менее 45 трлн долларов, а заодно ежегодно вводить в строй начиная с 2010 года 32 новых АЭС и 17 тыс. ветряных двигателей.

Одним из способов борьбы с загрязнением также может стать энергосбережение. Япония в этом смысле находится на первом месте среди стран "восьмерки" в отличие от России, которая чуть ли не в 18 раз уступает по этому показателю Японии. Впрочем, Москва собирается до конца этого года сформулировать национальный план по повышению энергоэффективности, в том числе в энергетике, ЖКХ и транспортной инфраструктуре. И готова присоединиться к идее сократить к 2050 году вполовину выбросы, если крупнейшие экономики будут готовы сделать то же самое. Собственно, именно такая позиция и была вчера закреплена в коммюнике, которое провозглашено лишь частью более широкого посткиотского процесса. И сегодня эту тему обсудят с участием крупнейших экономик, включая Индию и Китай, в случае отказа которых поучаствовать в процессе многие потенциальные участники могут последовать их примеру. Однако в канун саммита, к примеру, Индия - один из крупнейших эмитентов - высказалась в том духе, что она вообще окружающую среду не загрязняет, если пересчитать ее выбросы на душу населения.

Внешняя политика Позиция Президент