09.07.2008 07:00
Экономика

Владимир Ресин: Сейчас для Москвы важнее всего уже не жилье, а дороги

Владимир Ресин: Главное для столицы сейчас - дороги, электричество, тепло и вода
Текст:  Любовь Пятилетова
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4702)
Читать на сайте RG.RU

У московских строителей в этом году двойной праздник. В августе, как и всегда, вместе с коллегами со всей страны они встретят День строителя, а сегодня у них - 20-летний юбилей создания системы управления московским градостроительным комплексом.

Накануне этого события в "РГ" побывал самый главный прораб Москвы - первый заместитель мэра столицы, руководитель Комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции города Владимир Ресин. В ходе традиционного "Делового завтрака" он поделился своими ближайшими планами и ответил на вопросы журналистов и читателей газеты.

Не мы выбираем время, а время выбирает нас

Российская газета: Владимир Иосифович! Объясните, пожалуйста, что это за дата - 20-летие московского стройкомплекса, и почему вы придаете ей такое значение. Разве до 1988 года, то есть еще во времена СССР, Москва не строилась? Если же говорить о работе в рыночных условиях, то она началась значительно позже - в девяностые годы...Так что же произошло в 1988 году?

Владимир Ресин: В восемьдесят восьмом году в столице был организован Мосстройкомитет, в который вошли все пять ведущих главков - Главмосстрой, Главмос-инжстрой, Главмоспромстройматериалы и другие. Прежде они существовали самостоятельно, работали на правах союзных министерств, и довольно часто их интересы входили в противоречие друг с другом. Например, Главмосстрой мог построить новые жилые дома, жить в которых было невозможно, так как к ним вовремя не было подведено тепло. Это мешало комплексной застройке города, к которой всегда стремилась Москва.

Увязав главки воедино, городские власти получили возможность руководствоваться прежде всего генеральным планом развития города, который в наши дни для правительства столицы является основным документом. Созданная тогда структура и стала, собственно, прообразом нынешнего стройкомплекса города.

РГ: Как удалось сохранить эту махину, которая сейчас работает не только в Москве, но и еще в 57 регионах России? Одного жилья московские строители строят в год более 5 миллионов квадратных метров в самой столице, да еще порядка миллиона - в других областях и краях, где собственная строительная база лишь в последние годы начала возрождаться.

Ресин: Ничто не спасло бы стройкомплекс от развала, если бы не смелый поступок мэра Москвы Юрия Лужкова. В начале 90-х годов государство, прекратив финансирование строительства, которое тогда всюду велось строго на бюджетные средства, по сути сказало нам: живите, как хотите. Мэр принял беспрецедентное для той поры решение: взять деньги в кредит у банков и продолжить стройку. Причем в первую очередь социальных объектов. Мы строили, к примеру, дом, продавали в нем квартиры и закладывали сразу три дома. Один из них снова распродавали, а в двух других давали бесплатное жилье очередникам. Благодаря этому даже в самую трудную пору очередь на муниципальное жилье в столице медленно, но продвигалась вперед. Такой неординарный для той эпохи подход не только позволил городу сохранить мощности стройкомплекса, но и удвоить их. Теперь, когда бюджет Москвы перевалил за триллион рублей и обогнал по своему размеру бюджеты практически всех мегаполисов мира, такой необходимости больше нет. Все социальные задачи город решает за свой счет.

Но я хочу напомнить еще один важный исторический момент. Позже, когда началась приватизация, правительство Москвы не давало своего согласия на акционирование и куплю-продажу любого предприятия, если это могло нарушить технологическую цепочку. Никто - ни архитекторы, ни фундаментщики, ни монтажники, ни отделочники не могли выпасть из градостроительного процесса.

РГ: И что же представляет московский стройкомплекс в наши дни?

Ресин: Это совокупность нескольких тысяч частных предприятий, на которых занято более миллиона человек. Опережая вопрос о гастарбайтерах, скажу, что в ряде столичных предприятий с большой собственной историей вроде ДСК-1 их нет вообще. А, например, в СУ-155, в котором некогда работало всего две с половиной сотни рабочих, а теперь это крупное акционерное общество, где трудится 50 тысяч человек, работники из других регионов страны и стран ближнего зарубежья, конечно же, есть. Так ведь они и строят по всей России.

РГ: Что дал такой подход Москве и москвичам? Можно коротко сформулировать?

Ресин: Коротко не получится. Одного жилья за эти два десятка лет построено почти 80 миллионов квадратных метров. Это третья часть того, что вообще имеет в своем жилом фонде Москва. Более тысячи важных социальных объектов: порядка 600 детских садиков, 420 школ, 147 поликлиник и 60 больниц, десятки спортивно-оздоровительных центров, бассейнов, крытых катков... На карте Москвы появились новые благоустроенные районы: Люблино и Сабурово, Митино и Строгино, Ясенево и Тропарево-Никулино, Северное и Южное Бутово, Крылатское и Жулебино, Марьинский парк, Куркино и Кожухово. В каждом из них сейчас проживает нередко больше жителей, чем во многих областных центрах России. А еще - новые площади и скверы, театры и картинные галереи, православные храмы, синагоги и мечети... Полный перечень построенных и реконструированных в городе объектов займет не один десяток страниц. Но восторгаться сделанным нет смысла, так как надо думать в первую очередь о том, что нужно еще сделать. Не мы выбираем время, а время выбирает нас и диктует новые задачи.

С кем Ресин поделится полномочиями?

РГ: И в чем же особенности наступившего времени?

Ресин: Сейчас для Москвы важнее всего уже не жилье (хотя им мы занимались и будем продолжать заниматься - до 2025 года планируется возвести еще 90 миллионов квадратных метров), а создание дорог, инженерной инфраструктуры, которая способна надежно обеспечивать нормальную жизнедеятельность города не только в настоящий момент, но даст ему и в будущем возможность развиваться такими темпами, какие диктуют потребности. Поэтому решено в рамках Комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции города создать два новых департамента. Один из них будет целенаправленно заниматься вопросами социального строительства, которое правительство Москвы никогда не пустит на самотек, второй - дорожно-мостовым строительством и созданием инженерной инфраструктуры города.

РГ: Кому принадлежит идея раздела?

Ресин: Главный идеолог у нас мэр. Сама жизнь заставила нас заметить новые потребности города. Смотрите, буквально на глазах в несколько раз вырос объем дорожно-строительных работ, который должен расти и дальше, если мы хотим победить пробки на дорогах, отравляющие сегодня жизнь москвичам. То же самое произошло и с социальным строительством. Ну когда, в какие времена в Москве строилось по 100 детских садиков в год, по 50 физкультурно-оздоровительных комплексов.

РГ: Прежде вы возглавляли и департамент, и стройкомплекс. А кто будет руководить вновь созданными структурами?

Ресин: Два моих первых заместителя: Александр Николаевич Левченко возглавит департамент дорожно-транспортного и инженерного строительства, а Александр Давыдович Косован - департамент градостроительства.

РГ: Когда официально назначат их на должность?

Ресин: Не сегодня-завтра мэр должен подписать распоряжение на этот счет.

РГ: Как же будут выглядеть ваши полномочия, Владимир Иосифович?

Ресин: Я как был, так и остаюсь первым заместителем мэра Москвы и руководителем стройкомплекса. Реорганизация позволит мне больше времени высвободить для занятия проблемными вопросами градостроительной политики и планированием. Ведь в комплекс входят не только два этих департамента, но еще и целый ряд важных комитетов и других подразделений правительства Москвы, например, "Москомархитектура" и др.

РГ: Появление новых департаментов наверняка повлечет изменения и во всей структуре стройкомплекса?

Ресин: Конечно. Это послужит толчком для развития всей его проектной и производственной базы: сети проектных институтов, машиностроительных заводов, предприятий стройиндустрии... Примерно так же произошло, когда Хрущев создал Главмосстрой, объединив под его крышей все строительные организации города.

Дорога через весь московский регион

РГ: Владимир Иосифович! Москвичи с надеждой восприняли слова главы российского правительства Владимира Владимировича Путина о том, что государство, наконец, созрело помочь Москве в решении транспортной проблемы. Какими-то реальными делами обещание уже подкрепляется?

Ресин: Да, в настоящее время разрабатывается программа развития дорог не только в самой столице, но и в целом по московскому региону, в чем, собственно, и состоит ее принципиальная новизна.

РГ: Как известно, до сих пор руководители Москвы и Подмосковья не могли найти взаимопонимания в этом вопросе, несмотря на то, что жители столицы и области годами сидели в одних и тех же пробках...

Ресин: Надеюсь, что скоро это останется в прошлом. Сейчас под эгидой Минтранса РФ разрабатывается программа решения транспортной проблемы в московском регионе.

РГ: На недавнем "Деловом завтраке" в "РГ" Лужков сказал, что для того, чтобы вызволить москвичей из заторов на дорогах, до 2015 года потребуется освоить 4 триллиона рублей. Это под силу московским строителям?

Ресин: Ни на минуту в этом не сомневаюсь. Мы уже прикинули, что нынешний объем дорожного строительства в ближайшую пятилетку придется увеличить в четыре раза! Причем строить будем не только чисто московские дороги. Будем реконструировать Центральную кольцевую автодорогу, без скорейшего появления которой просто невозможно разгрузить МКАД. Сейчас она из окружной дороги вокруг столицы превратилась в обычную городскую магистраль, только еще более загруженную автомобильным потоком.

В самой же столице продолжается реконструкция Ленинградской трассы. Москвичи наверняка заметили, что даже сейчас, когда выполнена лишь половина работы, выехать по Ленинградке из города стало уже существенно легче. До 2012 года планируется завершить прокладку Звенигородского проспекта, первых участков Четвертого транспортного кольца и сооружение автомобильных развязок в "Москва-Сити", реконструкцию существующих дорог в районах массового жилья - поселке Северном, Косино, Жулебино, Волынском и других.

РГ: А сумасшедший рост цен на цемент не помешает в реализации этих грандиозных планов?

Ресин: Сейчас цемент, слава богу, подешевел. Закупили импортный, начали строить свои заводы по его производству, и это сразу почувствовалось. Так что могу заверить: все объемы работы на стройках Москвы в этом году полностью обеспечены цементом, закупленным городом по ценам, которые нас устроили.

РГ: Недавно в Астане, куда московская делегация выезжала, чтобы поздравить с 10-летием новую казахскую столицу, Юрий Лужков в очередной раз подчеркнул, что транспортную проблему столицы можно решить лишь при комплексном подходе к ней...

Ресин: Согласен на все сто процентов! Вот почему мы так активно занимаемся сейчас развитием внеуличного скоростного транспорта в городе и всего общественного транспорта. Лишь в строительство метро город вкладывает сейчас в год более 40 миллиардов рублей, или в девять раз больше денег, чем еще четыре года тому назад. К 2012 году должно добавиться еще 15 километров новых линий подземки. Новые станции метро за это время появятся в Митине, Зябликове, Косине, Жулебине, Марьиной Роще. В самое ближайшее время планируется ввести в строй и первые десять станций Малого кольца железной дороги. Из дороги, предназначенной главным образом для перевозки грузов в рамках столицы, оно превратится в скоростную пассажирскую магистраль, вдоль которой разместятся 35 станций. Дело в том, что лишь за последние семь лет количество машин, зарегистрированных в городе, возросло в 2,3 раза, достигнув 3,3 миллиона авто. Это вынуждает власти использовать все известные в мире способы ускорения передвижения по городу.

РГ: Но девять железных дорог, сходящихся в российской столице, пока не только не помогают решить эту проблему, а, напротив, усугубляют ситуацию, так как превращают Москву в перевалочный узел для грузов, 2,5 миллиона тонн которых или ровно половина доставляются сюда лишь для обработки. Таким образом, город давным-давно превратился в гигантский перевалочный узел.

Ресин: Разработкой программы вывода грузовых терминалов из Москвы в Подмосковье и другие расположенные по соседству области сейчас занимаются специалисты РЖД и столичные архитекторы. Это часть комплексной программы по решению транспортной проблемы в Москве.

РГ: Москвичи убеждены: на дорогах стало бы намного свободнее, если бы в городе было достаточно парковок...

Ресин: Против этого трудно возразить. Меры для скорейшего увеличения численности автостоянок находятся под неустанным контролем правительства Москвы. В частности, начиная с 1995 года построено более 1,2 миллиона мест для организованного хранения автотранспорта. И теперь 47 процентов автовладельцев уже имеют крышу для своих железных коней. Целью, поставленной правительством Москвы, предусматривается довести эту цифру в ближайшие два года до 60 процентов.

РГ: Как же вы собираетесь этого добиться, если в доме-новостройке под номером 11, корпус 2, по Коровинскому шоссе, где насчитывается 200 квартир, во дворе имеется всего два парковочных кармана, рассчитанных максимум на 15 машин. Там негде даже временно приткнуть автомобиль! Что это за нормы, по которым застраивается город, хотелось бы узнать. (Валерий Рябинин, служащий, г. Москва).

Ресин: Нормы у нас нормальные, современные. Но такого: 15 парковочных мест на 200 квартир не может быть в принципе. Подобный дом просто не примут в эксплуатацию. Я обязательно проверю названный адрес и вам сообщу!

Большой дом

для большой семьи

РГ: Владимир Иосифович, просят читатели, внесите ясность, когда все же будет решена проблема обманутых дольщиков в столице? В будущем году, как и обещал Лужков Путину во время его поездки в Куркино в его бытность президентом?

Ресин: В основном она будет решена уже в этом году. 1548 пострадавших семей благодаря вмешательству города получили квартиру еще в 2006-2007 годы. Еще 10 домов, в которых получат жилье 1700 обманутых дольщиков, будут введены в эксплуатацию до конца 2008 года. И лишь сдача одного-единственного дома по улице Маршала Рокоссовского переходит на 2009 год.

РГ: Несколько лет тому назад было очень много нареканий на качество новостроек. Удалось исправить ситуацию?

Ресин: Полагаю, что да. Ведь сразу же после заседания правительства, на котором обсуждался этот вопрос, мы создали "горячую линию", по которой москвичи смогли обращаться со всеми своими нареканиями. И если в первое время в 2003 году поступило около 3 тысяч жалоб, то спустя всего год - уже вдвое меньше. И так год от года эта цифра уменьшалась и уменьшалась. В этом году, например, с января зафиксирована 281 жалоба. Каждая из них находится на контроле. В частности, на сегодняшний день идет работа по устранению недоделок по последним 44 обращениям.

РГ: А как продвигается снос пятиэтажек первых индустриальных серий?

Ресин: В Москве уже снесены почти 6 миллионов квадратных метров опасных в техническом отношении пятиэтажек и ветхих домов, их жители справили новоселья в новых благоустроенных домах, отвечающих всем современным требованиям. Волновой метод переселения граждан, родившийся в ходе этой работы в столице, москвичи готовы сейчас помочь освоить любому другому российскому региону России и стране СНГ.

РГ: Значит ли это, что Москва решила чохом избавиться от всего старого жилья, чтобы на его месте построить новое - на радость строительным компаниям, которым мешает еще шире развернуться в получении прибылей дефицит московской земли?

Ресин: Ни в коем случае. Для чего же тогда недавно был создан специальный департамент капитального ремонта жилья? Для того, чтобы привести в порядок все те дома, которые, если их отремонтировать, простоят еще не один век. Только в этом году на это направлено свыше 40 миллиардов рублей при том, что прежде на ремонт средств тратилось в несколько раз меньше.

РГ: А коттеджи, обещанные московскими властями многодетным семьям, когда появятся?

Ресин: Если никто не помешает их строить, то уже в этом году.

РГ: Кто же вам может помешать?

Ресин: Подмосковные власти в частности. Сколько, например, тянется история со Щербинкой! И не осталось судов, которые не высказали бы свою точку зрения по поводу принадлежности этого спорного участка земли. Почти все они безоговорочно признали, что земля московская. А на днях и суд последней инстанции - Верховный суд России, отмел последние сомнения на этот счет. Вердикт вынесен: земля московская! Но подмосковные власти все равно то машины поперек поставят, то бетонные сваи выложат - лишь бы не дать московским строителям попасть на строительную площадку. А ведь в заложниках-то кто в итоге оказался? Очередники, военнослужащие. Разве это допустимо в спорах между властями двух субъектов Федерации? Сотни тысяч квадратных метров социального жилья, без которых им не справить долгожданных новоселий, теперь под вопросом.

РГ: И что же вы намерены предпринять?

Ресин: Пока ждем, что Борис Всеволодович Громов, губернатор области, уважаемый человек, Герой Советского Союза, все-таки сдержит свое слово. Он сказал: будет так, как решит суд. Суд решил...

РГ: Но какое отношение Щербинка имеет к коттеджам для многодетных семей? Их там и не планировали строить...

Ресин: Правильно. Коттеджи предусмотрено построить, например, в Захарьино. Но и там тоже сейчас начинается вокруг земли такая же возня, как в Щербинке. Мы очень хотим строить дома для семей, в которых много детей. Радуемся тому, что москвички начали очень активно рожать. Причем не только юные. Дамы в 50 вместо того, чтобы, как еще недавно, уходить на пенсию, отправляются в роддом! Приветствуем это, так как разве может быть более убедительное доказательство того, что люди действительно стали лучше жить? Они уверены не только в своем завтра, но и в будущем своих детей. И это прекрасно. Рожайте, милые москвички, а квартир и садиков мы для вас построим столько, сколько нужно.

РГ: И сколько же вам потребуется времени для того, чтобы в столице исчезла очередь в те же детские дошкольные учреждения?

Ресин: Да года два еще построим по 100 детсадов, а там - посмотрим.

ХРОНИКА ДВАДЦАТИЛЕТИЯ

1988 год. Начался экспериментальный снос пятиэтажек в Новых Черемушках.

1989 год. Началось строительство жилых микрорайонов Митино, Марьино, Братеево.

1990 год. Заложен первый камень Казанского собора на Красной площади.

1991 год. Построен выставочный комплекс на Красной Пресне.

1992 год. Вложены первые инвестиции в стройкомплекс Москвы в недостроенный дом на улице Авиационной.

1993 год. Восстановлены Белый дом и Останкино.

Возведен музей Великой Отечественной войны на Поклонной горе.

1994 год. Ликвидирована Братеевская свалка.

1995 год. Заложен первый камень в храм Христа Спасителя. Открылся памятник Г. К. Жукову. Началась массовая реконструкция пятиэтажного и ветхого жилого фонда.

1996 год. Началась реконструкция Московского зоопарка.

1997 год. Построено здание театра "Новая опера" в саду Эрмитаж. Возведено здание Третьяковской галереи.

1998 год. Завершилась реконструкция МКАД.

Разработан Генеральный план развития Москвы до 2020 года.

1999 год. Проведена уникальная операция по переносу на новое место Андреевского моста, ставшего после реконструкции пешеходным. Началась застройка района Куркино.

2000 год. Полностью построен Храм Христа Спасителя.

Завершена реконструкция Гостиного двора.

2001 год. Установлен памятник Михаила Шемякина "Дети - пороки взрослых" на Болотной площади.

2002 год. Создан департамент градостроительной политики, развития и реконструкции города.

Демонтирована гостиница "Интурист".

Восстановлен после теракта концертный зал на Дубровке.

2003 год. Введена в строй первая очередь Бутовской линии легкого метро протяженностью 5,8 километра с пятью станциями.

2004 год. Введена в эксплуатацию Московская монорельсовая дорога от станции метро "Тимирязевская" до станции "Улица Сергея Эйзенштейна".

Завершена реконструкция Киевского шоссе до аэропорта Внуково.

2005 год. Сдано в эксплуатацию мини-метро протяженностью 2,72 км.

Стартовала программа по социальной ипотеке.

2006 год. Началась реконструкция Ленинградского проспекта. На месте снесенного "Интуриста" открылся отель "Ритц-Карлтон Москва".

2007 год. Открылся после реконструкции музей-заповедник "Царицыно".

Инфраструктура Москва Столица