Никогда не подумаешь, что высоченный парень, встретивший нас на перроне петрозаводского вокзала, инвалид. Костя Леошко - порывистый в движениях современный молодой человек, насмешливый и открытый.
- А это жена моя - Даша, - говорит он.
У тоненькой девчушки так и хочется спросить: "Тебе лет-то сколько?" Оказывается, девятнадцать. А ему 25. Чуть больше месяца назад они поженились, и аура молодоженов витает вокруг них особым, теплым, от любых неприятностей охраняющим светом.
- Семья - это мне за то, что не упал духом, - говорит нам тихонько Костя.
Не дождавшись выпускного
В армию он попал прямо со школьной скамьи из маленькой карельской деревни Пийтсиеки. Последние два экзамена в одиннадцатом сдавал уже экстерном - дома лежала повестка из военкомата.
Когда его одноклассники на выпускном балу танцевали вальс, он примерял свои первые кирзачи в учебно-медицинской роте в Самаре. Костина армейская специализация - санинструктор. В "учебке" он сдружился с Павлом Таранюком, Зауром Галачиаевым, Вадимом Атапиным и Сергеем Погодиным - с ними он будет встречаться еще не раз и после армии. А тогда, уже через полгода после призыва, их "звездочку" в полном составе направили в Чечню под Шали.
- Конечно, было понятно, что не к бабушке на пирожки едем, - рассказывает Костя. - Мы все пятеро оказались во взводе сбора и эвакуации раненых. Так вместе и держались. С Пашей Таранюком, например, десять месяцев отъездили на "броне". У меня 90 боевых эвакуаций, два раза попадал под подрыв, но до поры до времени обходилось... А вот на третий раз зацепило меня основательно...
Фугас
Они шли в колонне, остановились сверить карту. Костя запомнил, как вдруг сбоку рванул фугас и его сбросило с машины куда-то в обрыв. Он помнит, как был в сознании, когда его вытащили, как еще говорил товарищам, где именно перевязывать жгут и как ставить капельницу.
Он понял сразу - с ногой плохо. Очень. А вот что руки лишится и глаза - этого не ожидал. Нога, нога болела больше всего.
Сколько он в этот день держался - не помнит, как и не помнит, в какой момент отключился, "поплыл" из-за потери крови...
Госпитали - Ханкала, Моздок... Помнит, очнулся в палате в ростовском госпитале, увидел: нечто белое маячит перед глазами и сквозь это белое - крест красного цвета. Подумал: "Наверное, я уже ТАМ". А это сестричка пыталась его манной кашей накормить.
Вот с этого момента окончательного прихода в сознание и начался его отсчет в другой жизни. От обезболивающих наркотиков он отказался сразу: облегчения особого они ему не приносили, только сознание корежили. А он хотел все помнить - для себя...
- А мне он не рассказывает о пережитом, мол, даже мысленно к войне, к больницам возвращаться незачем, - говорит Даша. - Что именно ему пришлось пережить, я узнавала в основном от его мамы Надежды Константиновны.
Одинокая птица
После ростовского госпиталя Костя попал под Москву. Тамошние медсестры и написали Надежде Константиновне подробности о сыне.
А накануне в деревенский дом Леошко залетела птица, и у мамы еще мелькнула мысль: "С Костей нехорошо?".
Тут письмо и пришло. Вместо правой ноги - культя, вместо левой руки - тоже. Осколок лишил сына глаза.
-Я же не хотел, чтобы мать приезжала. Поправлюсь, думал, тогда пусть едет, - вспоминает Костя.
Врач при первой встрече с Надеждой Константиновной сразу сказал: "Слез здесь не надо. Лучше сына поддержи".
Мать возила Костю на коляске, сжав зубы, и - ни одной слезы не выронила. Но однажды сын задал вопрос: "Мама, кому я такой нужен?" и резко отогнул одеяло: у товарищей по палате ноги были ампутированы по крайней мере ниже колена, а у него почти "под самый корешок"...
Всю ночь она прорыдала в подушку, а, проснувшись утром, как молитву повторяла любимому сыну: "У тебя все будет". Заставила поверить себя, поверил и он.
- В самое трудное время меня мама выхаживала, - рассказывает Костя. - О чем мы только не переговорили! Мать твердила: "Уважай себя, сынок, и все будет у тебя, как у всех". Так и получилось. Я когда начинал учиться ходить, понимал - впереди только боль, очень трудно будет, потому все откладывал. Но однажды в палату зашел парень на протезе и спокойно сказал: "Ты чего здесь валяешься? Вставай!"
Вот так я и встал, понял, что надо уважать себя. Научился ходить уже через две недели! Потом учился делать все здоровой рукой. Правда, первый раз картошку к супу чистил часа три. А вот теперь на спор быстрее вас полную кастрюлю настрогаю!
Костю послушаешь, так все у него получилось чуть ли не само собой. А про то, что ушло на это несколько лет, которые вместили десятки операций и тяжкий труд, не распространяется. Не любит.
Орден
Больше всего ему хотелось учиться.
- Мне повезло, я ведь везучий, в школе на экзамене всегда нужный билет вытаскивал. И тут: позвонил как-то Данила Попов, председатель ветеранского общества, и в результате помог мне поступить в университет.
В приемной комиссии Костю спросили: "Сможешь ходить в университет? У нас же пробовали инвалиды учиться, все бросили".
Странный вопрос: сможет ли? Да он и не сомневался.
Поступил на физмат. До армии за компьютером ни разу не сидел, в деревне их попросту не было. Пришлось срочно догонять, помогала вся студенческая группа.
- Когда он появился на нашем курсе, я еще подумала - умнейший парень, как быстро схватывает, - рассказывает Даша. - Программирование, математика - на "отлично"! Голова-то у него варит на все сто, а вот физически, конечно, тяжко. Особенно зимой в гололед. Надо ведь каждый день добираться до университета, а в троллейбус не сядешь - сплошная стена людей, да и в маршрутку не проберешься. Все пешком - несколько раз он серьезно падал, дважды ломал протез.
Отучившись год, Леошко устроился на работу системным администратором. Фирма на другом конце города, на работе никаких скидок на инвалидность. Договор с руководством такой - студент ты или нет, прихварываешь или на протезирование уезжаешь, а бизнес есть бизнес - надо, чтобы все крутилось.
- Я, кстати, такой подход очень поддерживаю. Мне ведь никаких поблажек не надо, все ясно, требования понятны. Мотаюсь с утра до позднего вечера. Учеба, работа, а вечером еще и задания. - Костя перебирает аккуратные конспекты. - Вот сейчас заканчиваю третий курс и чувствую, что "обрастаю" людьми. Потому все легче и легче жить, я все время кому-то нужен, мне постоянно некогда. Вот смотрю, иногда кое-кто жалуется - мол, работу найти невозможно, сплошная невезуха. Да отговорки все это. Работы на самом деле полно, а сложные ситуации - да у кого их не бывает?
Костя, конечно, прав, но ведь сколько бывших солдат не нашли себя в мирной жизни...
- Один из нашей пятерки сан инструкторов тоже никак не мог устроиться, хотя с войны вернулся целый, - рассказывает Костя. - Стал пить, целый год не просыхал. Я вытащил его в свою деревню. Лечил трудом, он у меня воду носил, дрова рубил... И с водкой распрощался, потому что некогда стало. Конечно, все это звучит банально, но с тоской только работа может справиться.
На первом курсе Костю, как говорили когда-то замполиты, "нашла награда" - орден Мужества.
К ордену он был представлен еще в мае 2002 года, но награду сразу не вручили - Леошко кочевал по госпиталям. Орден - за то, что больше восьмидесяти раз вынес с поля боя раненных саперов.
- Зашли в аудиторию наш декан, еще какие-то люди, - вспоминает Даша, - и говорят: "Костя - герой, стольких бойцов с поля боя вытащил"...
Даша
Однажды перед зимней сессией Костя неожиданно для себя позвонил старосте студенческой группы Даше Тюковой и попросил переписать у нее экзаменационные билеты.
Позвонил - и три часа они говорили обо всем на свете.
На следующий день Костя уехал домой в Пийтсиеки готовиться к экзаменам. "Так и вспоминаю, - признается он, - сижу дома, а рука сама тянется к мобильному - хочется Дашин голос услышать".
Двое суток они отправляли друг другу эсэмэски, истратили все деньги, которые были на мобильных, и поняли - надо встречаться...
- Мой Костя - инвалид?! Да я даже слышать этого не хочу!
Даша разливает нам чай и рассказывает:
- Я с ним как у Христа за пазухой, он настоящий мужик. Есть некоторые с руками-ногами, а сами - недвижимость. Костя за любую работу берется, всем стремится помочь. Поедет к маме в деревню, - дрова рубит или за лопату - и в огород картошку копать. Соседские бабули выстроятся у забора в ряд, смотрят на него и ревут...
Когда мы стали встречаться, я сразу поняла - он мой муж. На свадьбу приехала вся его санбригада. Собрались вместе за столом, все о будущем говорят. А самые большие планы у моего Кости. И я тоже мечтаю о будущем. Вот, например, придумала два имени, для мальчика и для девочки. А какие - пока секрет.
Квартира
Надежда Константиновна Леошко два года обивала пороги учреждений, пытаясь хоть как-то решить вопрос с городским жильем для израненного сына.
Помог случай. Под Новый год, когда Костя в очередной раз лежал в госпитале, приехал министр обороны и пошел по палатам. Его первый зам остановился у инвалидной коляски, в которой сидел Леошко, спросил: "Как дела?"
- Я прямо ответил: хочу учиться, а жить в городе негде. В деревне есть дом, но нас трое братьев, и я старший. Мать - учительница, отец - рабочий. Я просто обозначил факт, потому что на помощь уже не надеялся. А через некоторое время звонят мне ребята из госпиталя:
- Давай, Костя, гони за закуской, однокомнатную тебе дали!
Так у него появилась светлая квартира в Петрозаводске. На первом этаже, как и надо израненному солдату. А двор - зеленый, да и вообще, вид из окон прекрасный!
В таком дворе, кстати, хорошо будет гулять с детьми.
Планы
- Кое-что из того, что я хотел, уже сделал, - рассказывает Костя. - Вот в университет поступил, женился. Даже с парашютом прыгнул с четырех с половиной тысяч метров!
Обязательно получу второе высшее - буду поступать в Академию госслужбы, - Костя начинает загибать пальцы, считая пункты программы. Это - раз. Два - в деревне родителям надо помогать, я же старший сын. Скважину сделаю, проведу в дом воду. Три - младшего брата Славку устрою учиться в высшее речное командное училище. Он парень смышленый, ему только толчок нужен. Младший пусть школу пока закончит. Четыре - к зиме машину в кредит возьмем, Даша должна автокурсы закончить. Ну и, пять - хочу сруб для семьи поставить: просторный, чтоб всем места хватило - и своим, и гостям.
Вот все это через несколько лет у меня и будет.
Из досье "РГ"
Константин Леошко, 6 мая 1983 года рождения. Образование - незаконченное высшее (3-й курс физико-математического факультета Карельского педагогического университета).
Проходил срочную воинскую службу в медицинской роте в Чеченской Республике. В 2002 году списан из рядов.
Родители: мать - Надежда Константиновна, учитель химии и биологии Пийтсиекской средней школы, отец - Олег Николаевич, крановщик.
В семье, кроме Константина, еще два мальчика - Олег, 11 лет и Слава, 15 лет.
Если вы хотите написать письмо Константину Леошко:
185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Лизы Чайкиной, д. 10, кв. 37.
Адрес электронной почты: Forext_83@mail.ru.