10.07.2008 06:00
Общество

К 2020 году дети и пенсионеры должны жить по новым социальным стандартам

Дети и пенсионеры должны жить по новым социальным стандартам
Текст:  Игорь Елков
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №0 (4704)
Читать на сайте RG.RU

На прошлой неделе был обнародован доклад главного экономиста Всемирного банка, посвященный экономике стран Восточной Европы и бывшего СССР.

Исследователи считают, что к 2025 году население России сократится на одну десятую и власти будут вынуждены предпринять ряд непопулярных мер. Например, увеличить до 60 лет пенсионный возраст женщин.

Доклад был опубликован в среду, а в четверг в Общественной палате обсуждали Стратегию социально-экономического развития России до 2020 года. Перспективы мы попросили прокомментировать председателя Комиссии по социальной и демографической политике Общественной палаты Александру Очирову.

Не вымрем?

Российская газета: Александра Васильевна, ждет ли нас все-таки демографическая беда?

Александра Очирова: Такая опасность есть. Но надо грамотно просчитать и использовать все возможности государства, и прежде всего по снижению смертности населения, особенно в трудоспособном возрасте, и росту продолжительности жизни. Кроме того, еще раз изучить все аспекты миграционной политики.

И все же я - оптимист. Обратите внимание: сегодня все больше усыновляют и удочеряют детей из детдомов. Налицо и тенденция к изъятию детей из неблагополучной социальной среды. Наконец, мы радуемся каждому рожденному ребенку: с недавних пор в России - прирост рождаемости. О радикальном улучшении демографии говорить пока не приходится, но все же я не считаю, что эту проблему не решить, что это, образно говоря, фатальная черная дыра. Есть политическая воля, которую нужно только сопроводить достойной семейной политикой.

РГ: А повышение пенсионного возраста неизбежно? В частности, ваше отношение к идее отправлять женщин на пенсию в 60 лет вместо нынешних 55?

Очирова: В нашей стране это было бы очень рискованно. Не случайно президент четко высказался по этому вопросу: он отрицательно относится к таким планам.

РГ: Сегодня пенсионеров уже больше, чем работающих. Если тенденция сохранится и одному работающему придется содержать несколько пенсионеров, как это скажется на уровне пенсий? И вообще - справится ли пенсионная система с нагрузками?

Очирова: Пенсионная реформа - одна из главнейших. Задача - формировать новую пенсионную систему, стимулировать и вовлекать будущих пенсионеров в проекты, связанные с личными пенсионными накоплениями.

РГ: Но что делать тем, кто уже на пенсии?

Очирова: А вот тем, кто уже не работает, а значит, не попадает под реформы, государство обязано обеспечить достойную старость.

РГ: Но сегодня рост пенсий отстает от роста зарплаты.

Очирова: Когда мы обсуждали Стратегию социально-экономического развития России до 2020 года, пришли к выводу, что в концепцию социальной политики страны должен быть внесен ряд коррекций. Особенно в отношении пенсионеров.

Сейчас часто акцент делается на трудоспособное население, много говорится о необходимости добиться роста продолжительности его жизни. Это верно, но недостаточно. Следует уделить больше внимания пенсионерам - прежде всего выработать и обеспечить стандарты их жизни. К сожалению, адресных пенсионных программ пока недостаточно. Хотя кое-какие наши предложения учитываются, например по северному коэффициенту - с тем, чтобы люди могли получать эти коэффициенты не только живя на Севере.

Айболит для сирот

РГ: Вы не используете определение "прожиточный минимум", заменяя его довольно необычными терминами: "социальный стандарт", "экономическая устойчивость семьи". Что это за стандарты и о какой устойчивости речь?

Очирова: Мы выступаем за экономическую устойчивость семьи, что позволило бы рассчитать совершенно иные качественные показатели сопровождения семейной политики.

Понятие экономической устойчивости семьи - это та базовая единица, с которой можно было бы вести расчеты. Его, к сожалению, нет в законодательстве. Мы сделаем все возможное, чтобы эти стандарты появились, и в первую очередь в отношении детей.

РГ: Ну, например, каким может быть этот стандарт для конкретного ребенка?

Очирова: Возьмем, к примеру, здравоохранение - эффективность "скорой помощи" по месту жительства: ее оснащенность, как скоро она приезжает по вызову. Важнейшая составляющая стандарта в том, чтобы каждый ребенок получал бесплатную медпомощь. Каждый! Вне зависимости от уровня благосостояния родителей и места проживания.

К сожалению, много примеров, когда даже за лечение детей-инвалидов требуют денег.

РГ: Но такие вопросы - в компетенции прокуратуры, а не социальных работников.

Очирова: Заблуждение! Кто и на каком основании может отказать ребенку-инвалиду в бесплатной медпомощи? Задают такой вопрос руководителю медучреждения. Он в ответ: а где закон? А нет такого закона.

Да больше того, в ряде городов у нас нет детских больниц! При этом, если вы изучите стратегию, предложенную минэкономразвития, то обратите внимание, что детство там, к сожалению, не нашло отражения в той мере, в которой эта проблема стоит перед гражданским обществом. Очень плохо работают органы опеки и попечительства. Выход один - все должно находиться под общественным контролем.

Спасти 700 000

РГ: Ваша оценка органов опеки и попечительства не слишком радикальна?

Очирова: Я специально занималась с профильным комитетом Госдумы по этому вопросу. У нас более 700 тысяч детей-сирот, часть из которых - при живых родителях. Лишь 10 процентов из этих 700 тысяч станут полноценными членами общества. У остальных тяжелая судьба, многие оказываются в конце концов в местах лишения свободы. Причина: они не подготовлены к самостоятельной жизни, не получили положенных по закону прав, жилья и т. д. Что же получается: дорогостоящая структура под названием "органы опеки и попечительства" готовит этих детей для тюрем?

Хотя в целом сегодня налицо смысловое изменение в политике государства, ведь социальная политика - главный индикатор наших прав, нашего состояния. Благодаря в том числе поддержке президента социальная сфера вошла в круг нацпроектов. Мы выдержали острую полемику с Думой по поводу Закона "Об опеке и попечительстве". В итоге патронатное воспитание стало одной из форм семейного устройства.

Есть отдельная строка в федеральном бюджете для обеспечения детей-сирот жильем. Президентским указом создан фонд, в который передано 5,2 млрд рублей. Принцип: что бы ни происходило с родителями, это не должно ухудшать положение детей.

РГ: И сегодня у государства на это есть ресурсы?

Очирова: Есть. Самое выгодное вложение, в том числе и с экономической точки зрения, - в человека.

Кстати

- На 1 мая 2008 года в России проживали 141,9 млн человек, с начала года численность постоянного населения уменьшилась на 96,0 тыс. человек.

- В январе-апреле 2008 года отмечался рост числа родившихся (в 81 субъекте России) и умерших (в 71 субъекте).

- Средняя зарплата в мае 2008 года по сравнению с прошлым маем выросла на 31,8%, достигнув 17 034 рубля.

- В мае 2008 года средний размер месячных пенсий составил 4044 рубля и вырос по сравнению с маем 2007 года на 31,0%.

Источник: Федеральная служба государственной статистики

Прогноз

19 июня ЦРУ обнародовало доклад "CIA - The 2008 World Factbook", согласно которому средняя ожидаемая продолжительность жизни в России составляет 65,94 года (мужчины - 59,19 года, женщины - 73,1 года).

По данным нашей Федеральной службы государственной статистики, этот показатель по состоянию на 2006 год составляет 66,6 лет (мужчины - 60,4 года, женщины - 73,2 года).

ФАКТ

Демографический парадокс: в России в возрасте 15-19 лет на 1000 ребят - только 962 сверстницы. В возрастном диапазоне 25-29 лет россиян и россиянок поровну. После 60 лет мужиков в полтора раза меньше, чем женщин. А после 70 на 1000 дедушек приходится почти 2500 бабушек...

Помощь пострадавшим Общественная палата