10.07.2008 04:00
Происшествия

Судебные приставы подключились к борьбе с "черными" зарплатами

Судебные приставы решили подключиться к борьбе с "черными" зарплатами
Текст:  Владислав Куликов
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4703)
Читать на сайте RG.RU

Получка в конвертах может привести работодателя в тюрьму, если деньги предназначены злостным алиментщикам и прочим должникам.

Зато дорожные нарушители могут не беспокоиться: за оплаченный штраф границу человеку не перекроют. Федеральная служба судебных приставов создала совместную рабочую группу с ГИБДД, которая установит электронные каналы обмена информацией. О новых методах работы судебных приставов корреспонденту "РГ" рассказал заместитель директора службы Артур Парфенчиков.

Российская газета: С июля ГИБДД перешла на систему видеофиксации нарушений. Проще говоря, на многих дорогах ловить нарушителей начали видеокамеры. Штрафы водителям рассылают по почте. А что если в системе случатся накладки?

Артур Парфенчиков: Накладки возможны при любой системе. Но сегодня в среднем по стране двадцать-тридцать процентов штрафов, которые нам поступают на взыскание из ГИБДД, уже оплачены. В некоторых регионах цифры еще выше. Например, в Санкт-Петербурге, по последним данным, 65 процентов штрафов, поступивших из ГИБДД, были оплачены.

РГ: Значит, теоретически законопослушный гражданин может попасть под крайние меры?

Парфенчиков: Нет. Мы всегда перепроверяем поступившую информацию. В том числе сверяем с данными казначейства. Причем это касается не только штрафов ГИБДД, но и всех административных органов.

Достигнута договоренность, что в случае выявления фактов, когда судебным приставам направили уже оплаченные штрафы, информация об этом будет передана руководству ГИБДД. Чтобы принимали меры.

РГ: Известно, что во многих ведомствах с базами данных, мягко говоря, не порядок. Могут и мертвого оштрафовать, а с живого по такой логике сам бог велел взять долг дважды. Почему же высокие технологии не помогли сделать работу чиновников более эффективной?

Парфенчиков: Сейчас уделяется большое внимание развитию информационных технологий, и, думаю, эта работа даст результат. Скажем, сегодня МВД активно работает над своей системой электронного взаимодействия с кредитными учреждениями, которые принимают штрафы. В половине регионов эти системы отлажены. Так что там ГИБДД уже прямо из банков получает информацию о том, какие штрафы оплачены, какие - нет. Поэтому сбоев станет гораздо меньше.

РГ: Но вы же и дальше будете перепроверять квитанции?

Парфенчиков: Да. Кроме того, мы проводим мониторинг всей ситуации, связанной со взысканием штрафов. Указом президента наша служба назначена координационным органом в этой сфере. Правильное взыскание штрафов - ведь не только финансовая проблема, но и вопрос правопорядка в стране, эффективности государственного механизма.

РГ:  Планируют ли судебные приставы создавать собственные электронные базы данных по аналогии с налоговой полицией, ГИБДД и другими?

Парфенчиков:  Мы активно развиваем информационные технологии в нашей службе. Переходим на электронный документооборот. В этом году на каждом рабочем месте судебного пристава появится программный комплекс "Судебный пристав". Параллельно в ФССП создается объединенная информационная система службы, обеспечивающая электронный документооборот. Со многими территориальными подразделениями обмениваемся информацией в электронном режиме. Это повышает эффективность работы.

Мы по Интернету принимаем жалобы от граждан на действия нашей службы. На официальных сайтах наших подразделений любой человек может спокойно выяснить все данные, куда ему обратиться: адреса, телефоны доверия, информация о юридических лицах, злостно уклоняющихся от исполнения судебных решений, и сведения об имуществе, переданном на реализацию Федеральному агентству по управлению госимуществом. Что же касается баз данных, то нам важнее не создавать собственные, а вовремя получать информацию из других ведомств. Это лучше и быстрее сделать в электронной форме, чем посылать обычные запросы по почте.

РГ:  Так и видится картина: вы создаете спецподразделение хакеров, которые проникают во все компьютеры страны. Может, так будет проще, чем договариваться с каждым ведомством, банком или предприятием отдельно?

Парфенчиков:  Это предложение - скорее из разряда фантастики. К тому же это было бы незаконно. Мы работаем над созданием совместных информационных систем. Не исключено, что в будущем перейдем в электронный документооборот с судами, налоговой инспекцией, ГИБДД и другими органами. В ряде регионов уже действуют пилотные проекты, где проверяются различные системы взаимодействия. Например, в Санкт-Петербурге пристав с рабочего места в районном подразделении может зайти в базы данных ГИБДД, налоговой службы, Пенсионного фонда. Порядка 20 органов будут предоставлять информацию в электронном режиме - по специальной связи.

Пристав сможет, буквально не вставая с места, получить информацию, какое имущество есть у должника, какие поездки он совершал по стране. Предполагается, что на сбор всей информации в электронном режиме будет уходить не более 10 дней, а скорее всего - до 3 дней. Чем быстрее пристав найдет должника, чем больше про него узнает, тем выше вероятность, что судебное решение будет исполнено, причем чаще всего - добровольно.

РГ: Страшит другое: не получится ли из вашей службы аналог "большого брата", который знает все и про всех?

Парфенчиков:  Нет.

РГ: Но все предпосылки налицо.

Парфенчиков:  Мы возбуждаем исполнительные производства на тех граждан, которые не выполняют либо судебные решения, либо постановления уполномоченных органов. Ведь ни суд, ни административные органы не направляют материалы сразу к нам. У гражданина есть время, чтобы добровольно заплатить. В случае с административными штрафами - это месяц. Да и после того, как материалы приходят к нам, мы находим должника и даем ему пять дней, чтобы исполнить обязательства. В течение этого срока - с момента уведомления - к нему санкции не применяются, исполнительский сбор он не платит.

РГ: Но были случаи, когда секретные базы данных оказывались на "черном" рынке.

Парфенчиков: Мы создаем подразделение информационной безопасности. Наряду с развитием системы информатизации, электронного документа оборота нужна целая система защиты информации. Не говоря уж про то, что обмен информации будет проходить по защищенным каналам.

РГ: Одна из проблем в стране - зарплаты в конвертах. Это головная боль налоговой инспекции. А почему судебные приставы решили подключиться к борьбе с "черными" доходами?

Парфенчиков: Часто возникают ситуации, когда должник официально получает, условно говоря, три копейки, хотя мы знаем, что зарабатывает гораздо больше. Мы считаем, что действия работодателя, который выплачивает зарплату "в конверте", когда на работника пришел исполнительный лист, попадают под статью Уголовного кодекса за умышленное воспрепятствование правосудию. Максимальное наказание - до двух лет лишения свободы.

РГ: Как с этим бороться?

Парфенчиков: Территориальные управления Федеральной службы судебных приставов уже создали реестры предприятий, куда поступили исполнительные листы. Если выясняется, что работникам платят меньше, чем в среднем по отрасли, это уже повод пригласить работодателя и предупредить о возможной ответственности. Пока исполнительный лист лежит на предприятии, мы будем жестко отслеживать ситуацию с зарплатой, привлекая в том числе и Федеральную налоговую службу, и Роструд.

Охрана порядка