В прошлую пятницу, в предпоследний перед летними каникулами рабочий день депутатов, в Госдуме состоялся "круглый стол" на тему "О промышленной политике в Российской Федерации". Показателем повышенного интереса к данной теме стало необычно представительное присутствие участников, приглашенных гостей и журналистов на заседании.
Не менее активно и живо - с элементами плавно переходящей иногда в настоящую перепалку дискуссии - шло и само обсуждение вопроса. Его участникам было предложено высказаться по внесенному группой депутатов на рассмотрение Государственной Думы в качестве законодательной инициативы проекту федерального закона "О развитии промышленности".
По мнению депутатов, многие проблемы развития промышленности не решаются российским законодательством в связи с тем, что в России отсутствует единый комплексный закон, определяющий политику государства в сфере развития промышленности. Причем региональный законодатель значительно опережает в этой сфере федерального: в целом ряде субъектов РФ уже приняты и действуют региональные законы о промышленной политике или о промышленной деятельности, осуществляются различные программы поддержки промышленного сектора.
Среди причин, обуславливающих потребность в принятии закона о промышленном развитии, называлась также необходимость законодательного определения направлений государственной политики промышленного развития на перспективу. Это позволило бы отечественным товаропроизводителям стабильно развивать производство с учетом этих законодательно закрепленных направлений.
Принятие и реализация проекта федерального закона, как считают депутаты, не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, муниципальных бюджетов, а также бюджетов внебюджетных фондов. Кроме того, оно не потребует признания утратившими силу, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Проект нового закона содержит 10 статей. В них формулируются основные цели, принципы и основные направления государственной политики в области развития промышленности, меры по ее реализации. Отдельные статьи посвящены стратегии развития промышленности в целом и ее отдельным отраслям, участию субъектов в промышленной деятельности и другим актуальным проблемам.
При весьма широкой и одновременно конструктивной палитре мнений, высказанных участниками "круглого стола", настойчиво звучала точка зрения по поводу необходимости, своевременности и важности принятия закона "О развитии промышленности". Опыт успешных индустриальных стран, подчеркивали выступавшие, показывает, что нужна принципиально новая модель промышленного производства, ориентированная на создание инноваций и опирающаяся на конкурентную среду, модель промышленного развития, органично вписывающаяся в межрегиональные и глобальные кооперационные связи. Именно поэтому особое значение приобретает необходимость формирования адекватной законодательной базы инновационного промышленного роста.
В обсуждении проекта будущего федерального закона принимали участие представители заинтересованных министерств и ведомств, руководители крупных промышленных структур, в том числе региональных. Свои предложения в рамках видения проблем развития химического комплекса высказал, в частности, представитель ОАО "Тольяттиазот", директор по кадрам, труду и социальной политике предприятия Сергей Корушев. Серьезным тормозом для отечественной промышленности являются высокие транспортные тарифы, говорилось в его докладе. На предприятии "Тольяттиазот" по этой причине приостановлены работы по производству азотного удобрения марки КАС-30 и ряда другой продукции. За счет участия в финансировании и снижения таможенных пошлин на ввоз современных технологий и оборудования должна быть обеспечена государственная поддержка высокоэффективных проектов.
Среди других проблем, которые могли бы быть эффективно реализованы с принятием нового закона о промышленности, представителем "Тольяттиазота" были названы совершенствование налогового законодательства, ужесточение государственного регулирования тарифов на товары и услуги естественных монополий, восстановление системы государственного бюджетного профтехобразования и подготовки ИТР по специальностям, требующимся химическому комплексу России, проработка механизма правовой защиты инвестиций предприятий производителей минеральных удобрений в инфраструктурные проекты федерального масштаба, упрощение процедуры отвода земель под промышленное и гражданское строительство, извлечение выгоды из Киотского протокола с целью сохранения возможностей модернизации химической отрасли промышленности за счет снижения выбросов парниковых газов, облегчение порядка согласования проектной документации в инспектирующих органах и прохождения многочисленных экспертиз, включая государственные.
Последний пункт предложений "Тольяттиазота" касался обеспечения более эффективной защиты национальных интересов. Предложение было высказано в связи с установлением соседними государствами ограничительных квот на перекачку химических продуктов, что принесло предприятию ощутимые экономические потери. В сложившихся условиях руководство корпорации "Тольяттиазот" вынуждено было приступить к строительству крупного портового комплекса на Таманском полуострове с перспективой перевалки до 70 миллионов тонн грузов к 2010 году. По мнению руководителей корпорации, комплекс мог бы стать стратегически важным объектом как для России, так и для государств Содружества, а его введение в строй ускорилось бы значительно, если бы была оказана соответствующая помощь на государственном уровне.
"Мы начинаем понимать, - сказал Сергей Корушев, - что нужен какой-то рамочный закон, потому что ситуация, в которой мы находимся, напоминает, образно говоря, картину художника Айвазовского "Девятый вал": мы плывем и не знаем, чем кончится наше плавание. Что касается конкретно проекта закона, то отдельным его пунктом вполне мог бы стать тезис, где недопустимой была бы ситуация, сложившаяся, например, на нашем предприятии. Я имею в виду, что уже третий год на нас оказывается давление силами, совершенно далекими от химического производства, занимающимися лже-экономикой. Нельзя, на мой взгляд, губить то, что является стандартом мировой экономики.
Обладая столь серьезными сырьевыми запасами, - продолжил Сергей Корушев, - невозможно не координировать деятельность отдельных отраслей. А у нас всегда перепад в какую-либо сторону, нам всегда чего-то не хватает. Нам нужен рамочный закон, который помогал бы промышленникам воплощать идеи в соизмерении с российской экономикой. То есть нужна системная координация. Иначе успехи в промышленной химии наших коллег в Китае, Африке, Америке (Тринидад и Тобаго) (а это молодые, оснащенные по последнему слову техники предприятия), которым мы еще и отдаем сырье, создадут нам серьезные конкурентные трудности. Наш ресурс машиночасов истек, и если мы не начнем покупать новое оборудование, новые машины, станки и технологии, то безнадежно отстанем. И под это должны быть государственные гарантии, которые поддержали бы нас, поддержали бы наши идеи".