На Международном конкурсе национальной одежды в Москве в номинации "Костюм Кавказа" фурор произвела коллекция кутюрье из Адыгеи Юрия Сташа.
Эту обыкновенную пятиэтажку в центре столицы республики теперь знают многие. Здесь живет первый национальный кутюрье Адыгеи. В своей квартире на первом этаже он устроил музей черкесской одежды. Сюда, на удивительную экскурсию, в мир образов, созданных фантазией художника-модельера, приходят друзья - живописцы, артисты, скульпторы, музыканты. Бывают здесь и зарубежные гости.
Вдоль стен квартиры застыли 40 манекенов в роскошных мужских и женских костюмах, причем не только национальных.
Дело всей жизни
В нынешнем августе исполнится 60 лет с того дня, когда еще безусым юношей Юрий Сташ переступил порог швейной мастерской. Его взяли на работу помощником портного. Юрий родился в ауле Габукай нынешнего Теучежского района в крестьянской семье. В годы коллективизации его отец Махмуд Сташ был признан кулаком, семья подверглась раскулачиванию и ссылке в Сибирь. На Кавказ возвратились в начале сороковых, вскоре грянула война. Маленький Юра познал все ужасы оккупации.
- Я рано почувствовал, чем мне хочется заняться в этой жизни, к чему лежит душа, - рассказывает художник-модельер. - Бедность и нужда после войны были ужасающими, а я, представьте, думал о необычных и прекрасных нарядах.
В швейной мастерской он быстро научился не только хорошо шить, но и кроить.
- Мною тогда владела одна мысль, одна заветная мечта: стать настоящим мастером-универсалом, чтобы создавать костюмы и платья как для мужчин, так и для женщин, - продолжает Юрий.
Подающий большие надежды аульский закройщик поступает в московский политехникум имени Моссовета и с блеском его заканчивает по специальности конструктор-модельер мужской и женской одежды.
Вернувшись на родину, дипломированный специалист почти сразу возглавил швейную экспериментальную лабораторию с коллективом единомышленников. Естественно, Юрий успевал кроить и шить, что называется, для души. Местные модницы выстраивались в многомесячные очереди, чтобы сшить оригинальное платье, эксклюзив, как сейчас принято говорить.
Символ от кутюр
С гостеприимным хозяином домашнего музея переходим из одной густо населенной манекенами комнаты в другую.
- Я создаю на основе традиционных элементов национальных костюмов платья-символы, - рассказывает Юрий Сташ. - Вот, к примеру, этот наряд я назвал "Зеленый мир". Здесь использован самый, пожалуй, традиционный элемент национальной одежды - рукавная подвеска, но у меня она особая. Одетая в это платье девушка, подняв руки, превращается в цветущее дерево с диаметром кроны почти в два метра. С тыльной стороны наряд выполнен из черной ткани, что напоминает о нависшей экологической угрозе.
Рядом женский костюм с "говорящим" названием "Толерантность", у которого рукавные подвески - российский триколор и традиционное знамя черкесов. Кстати, этот наряд-символ имел шумный успех на московском конкурсе национальной одежды: его организаторы попросили автора начать конкурсное дефиле именно с этой модели.
А вот национальные черкесские костюмы князя и княжны. Здесь Юрий Сташ предстает не столько художником-модельером, сколько глубоким исследователем традиций национальной одежды. Дело в том, что сведения о многих ее деталях сохранились лишь в устных народных преданиях. Как настоящий ученый, он изучил приемы золотого шитья национального орнамента, другие способы и воссоздает такие костюмы. Богатая фантазия художника в союзе с точными историческими знаниями помогли воссоздать и черкеску князя Михаила Черкасского - первого генералиссимуса России, имевшего, как известно, кавказские корни.
- Этот костюм-символ я назвал "Красная черкеска" и посвятил памяти своих земляков - всех защитников Отечества в минувшей, самой кровопролитной войне, - продолжает Юрий. - У меня, мальчишкой пережившего ужасы войны, есть для этого наряда и другое образное название: "Вернувшим миру солнце".
Мастерская на балконе
Интересно отметить, что художник-модельер старается не показывать друзьям своей мастерской. И не потому, что опасается за свои творческие секреты. Попросту... стесняется. Костюмы, которые восхищают зрителей и почитателей таланта Юрия Сташа не только во многих уголках нашей страны, но и далеко за ее рубежами (модельер побывал с персональными выставками в Сирии, Иордании, Турции и США), создаются им на четырех квадратных метрах лоджии. Здесь едва протискиваешься между двумя швейными машинами - старой, с ножным приводом, и новой - с электрическим. На раскройку места уже не остается, Юрий занимается этим на обеденном столе в гостиной.
- Давно прошу местные власти выделить 150 - 200 квадратных метров выставочной площади, чтобы представить модели для широкой публики, и небольшую мастерскую, - вздыхает Сташ. - Но признателен уже за то, что мои скромные достижения в модельном искусстве отмечены республиканской премии.
Кстати, у Юрия теперь нет времени даже на то, чтобы справить обновку жене и себе, хотя раньше обшивал всю семью и родственников. Смысл его жизни теперь только в творчестве. Он и на минуту не может представить себя свободным от образов, которые, по его собственному выражению, "следуют за ним повсюду и отступают только тогда, когда работа закончена". Но тут же рождаются новые мысли, и все повторяется.
- Я вытянул свое счастье через ушко швейной иглы, - философски подытожил нашу встречу Юрий Сташ. - И сделаю все, чтобы мое творчество, моя коллекция служили людям.
Комментарий
Марьет Куек, искусствовед, научный сотрудник отдела этнологии и народного искусства АРИГИ имени Тембота Керашева:
- Юрий Сташ возрождает огромный пласт традиционного художественного ремесла черкесов - золотое шитье, аппликацию и плетение. Его костюмы-символы - авторские вариации традиционного черкесского женского и мужского платья. В них воплощены важные философские категории бытия, отношения к природе, исторической памяти, терпимости и веры в светлые перспективы своего народа. Художник синтезирует в своем творчестве традиционное и новаторское искусство, мифы и реальность, реализм и сюрреализм. Его костюмы наполнены пространственной жизнью, движением и светом.
Важнейшие особенности дарования мастера - его интуиция и способность органично и незаметно переходить от народного примитивизма к сложным творческим методам из арсенала европейского авангарда, причем в сравнении со стилизаторством в духе оп-арта его искусство глубже и чище.
Тем временем
Дирекция СевероКавказского филиала музея искусств народов Востока сообщила, что в постоянной музейной экспозиции, которая сейчас создается на новых площадях, найдется место и костюмам-символам Юрия Сташа. Значит, не напрасно он отказывал иностранцам, желающим купить коллекцию.