Работа дрейфующей станции "Северный полюс-35" завершается почти на месяц раньше запланированного. Накануне из Архангельска за полярниками вышло научно-экспедиционное судно "Михаил Сомов".
Вариант с "Сомовым" для транспортировки участников экспедиции был резервным. Судно "Академик Федоров", обычно осуществляющее эти операции, сейчас находится на ремонте. А станцию решили закрыть не в августе, как предполагалось, а в ближайшие дни. Как пояснил руководитель Северного межрегионального управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Леонид Васильев, дрейфующая льдина выходит в район действия теплого течения Гольфстрим. Если при высадке полярников льдина имела размер два на четыре километра, то сейчас от нее остался фрагмент всего 300 на 600 метров. Угрозы жизни исследователей пока нет, оборудование на месте, но ученые решили, что рисковать не стоит.
Станция "Северный полюс-35" начала свой путь по Арктике 21 сентября 2007 года от мыса Арктический на северо-востоке архипелага Северная Земля. Сейчас она находится между Землей Франца-Иосифа и островом Шпицберген. За 284 дня станция продрейфовала 2422 километра со средней скоростью 8,5 километра в сутки. За это время проведено огромное количество исследований воды, воздуха, озонового слоя атмосферы, льдов Арктики. Благодаря инструментальной оснащенности станции получены уникальные данные по химическому и газовому составу морских льдов. Впервые после длительного перерыва в Центральной Арктике в течение девяти месяцев дважды в сутки проводилось аэрологическое зондирование, в практике дрейфующих станций использовался современный эхолот.
На льдине работал 21 ученый, в большинстве - из Арктического и Антарктического НИИ (Санкт-Петербург). Часть наблюдений можно выполнять в автоматическом режиме, но некоторые данные, по мнению российских исследователей, можно получить только при участии человека. Поэтому результаты работы "СП-35" являются уникальными - таких нет ни у одной страны. Они свидетельствуют, что в климате Арктики за период с начала 90-х годов прошлого века произошли существенные изменения, и в связи с этим требуется постоянный и детальный последующий мониторинг.
По словам руководителя группы по эвакуации станции "Северный полюс-35" Владимира Чупуна, льдина оказалась немного не там, где рассчитывали. Все предыдущие экспедиции дрейфовали по несколько другому маршруту, а "тридцать пятая" отклонилась от обычного направления дрейфа.
- Возможно, это связано с изменениями в климатической системе планеты, что приводит к изменениям процессов, происходящих в Арктике. Это одна из причин, по которым экспедицию решено завершить досрочно, - сказал Владимир Чупун в интервью корреспонденту "РГ".
На льдине в настоящий момент находятся 20 полярников, две собаки, а также метеорологическое, гидрологическое и другое оборудование. По некоторым оценкам, его стоимость составляет 50 миллионов рублей. Планируется, что через несколько дней "Михаил Сомов" подойдет ко кромке дрейфующих льдов в районе Шпицбергена. Дальше судно продолжит путь, скорее всего, в сопровождении атомного ледокола, поскольку льдина, на которой дрейфует СП-35, находится в 100-150 километрах в глубь ледового поля. По данным со станции, лед вокруг нее расколот и расторошен.
Как сказал капитан научно-экспедиционного судна "Михаил Сомов" Юрий Настеко, пока погода в этом районе океана благоприятная, температура около минус двух градусов, но в любой момент ситуация может измениться. Впрочем, заметил капитан, работа в таких условиях для экипажа "Сомова" привычна. Возможно, судно подойдет вплотную к льдине; если не удастся, груз и людей доставят на "Сомов" вертолетом. Операция по погрузке может занять от пяти до семи дней.
Полярников доставят в Архангельск или Мурманск через две недели. Оборудование для наблюдений будет использовано на следующей станции "Северный полюс-36".