С 1 июля вступили в силу изменения ПДД. В спешном порядке владеющие авто по генеральной доверенности сахалинцы бросились регистрировать машины на себя.
Дело в том, что согласно новым правилам, ответственность за нарушение несет не человек за рулем, а владелец автомобиля. В очередь на перерегистрацию встал и корреспондент "РГ"
Не в свои "Санни" не садись
Покупая прошлогодней весной авто моей любимой марки "Ниссан-Санни", я соблазнился тем, что талон техосмотра у него был действителен аж до июля следующего года (по последней цифре госномера), и решил не регистрировать "колеса" сразу на себя, а поездить на них по генеральной доверенности от собственника.
И вот наступил момент, когда мне предстояло и снять автомобиль с прежнего учета, и продать его самому себе, то есть оформить уже совершенную де-факто сделку купли-продажи, и поставить на учет как свой собственный. А также пожалеть, что не сделал этого при покупке машины.
Дело не только в том, что хлопоты по меньшей мере удваиваются. Оказывается, доверенность - документ не слишком надежный. Собственник может передумать и отменить ее. Скажем, получил уведомление о транспортном налоге на авто, которого у него уже нет, но которое все еще за ним числится. И зачем ему такая головная боль? Или собственник, в конце концов, имеет полное право умереть. В таком случае доверенность прекращает свое действие, а на машину могут претендовать родственники покойного. К тому же с 1 июля одним из доказательств нарушений правил дорожного движения становится видеосъемка, при этом ответственность несет не тот, кто за рулем, а тот, чей руль.
Поэтому совет: приобрел "колеса" - тут же оформляй их на свою персону. То же самое для продавцов - никаких доверенностей. Короче говоря, не доверяй доверенности.
Сам можешь не умыться, но машину помой
Снять автомобиль с учета и поставить его на учет за один день нельзя, требуется минимум два. И если театр начинается с вешалки, то любое регистрационное действо - с очереди.
В одну из суббот, когда я пришел в регистрационно-экзаме-национный отдел ГИБДД города Южно-Сахалинска, то за полчаса до его открытия в очереди на сдачу документов оказался 68-м (чтобы записаться в числе первых, надо было прийти к 6 утра). Другая очередь - на осмотр транспортных средств и сверку номерных агрегатов. В то утро вереница машин вдоль дороги протянулась на квартал от здания РЭО.
Следующая процедура - заполнение документов. Образцы есть и на столе, и на стене, но все же рекомендую прибегнуть к услугам расположенных неподалеку кооперативов, где вам за относительно небольшую плату правильно заполнят бланки заявления и карточки учета, да еще и дадут консультацию. Например, какой пакет документов необходим для той или иной регистрационной операции.
Что касается осмотра машины, то здесь тоже напрашиваются несколько советов. Ее кузов должен быть настолько чистым, чтобы инспектор мог без труда определить цвет авто. Весь двигатель мыть не обязательно, достаточно номерной площадки, чтобы не только отчетливо читался номер, но и можно было сделать вывод, не перебит ли он. Если не знаете, где находится номер, движок лучше все-таки помыть (был свидетелем, как незадачливого автолюбителя отправили на мойку, поскольку сквозь грязь добраться до номерной площадки не удалось).
Госпошлину за оформление регистрации желательно уплатить заранее (в отделениях банков нужные реквизиты и образцы заполнения квитанций имеются).
Как бы то ни было, но, следуя собственным советам, мне удалось в течение дня снять свою "Санни" с учета, а через неделю поставить на учет уже как собственную.
Обращаться в РЭО нашему брату-автомобилисту приходится также в случае изменения регистрационных данных (переехал жить в другое место, перекрасил машину, поменял двигатель или кузов), для восстановления регистрационных документов или замены госномера (пришли в негодность, потерял, украли), снятия машины с учета в связи с ее утилизацией (к примеру, вдребезги разбил) и так далее. Остается добавить, что все эти хлопоты вы вправе переложить на кого-то по доверенности.
Вопросы из очереди
Несколько вопросов, интересующих автолюбителей, корреспонденту "РГ" пришлось задать начальнику отделения регистрации РЭО ГИБДД областного центра Сергею Гулякову.
РГ: Сергей Николаевич, в последние годы ажиотажа в коридорах вашего отдела стало меньше, чем пять или десять лет назад. Как удалось этого добиться?
Гуляков: Увеличили количество окошек для приема документов с двух до четырех и стали принимать документы еще и после обеда, чего раньше не было. Кроме того, пройти сверку номерных агрегатов автомобиля с этого года можно также у поста ГИБДД на выезде из города. Сегодня в течение рабочего дня мы производим 230-250 регистрационных операций. Обслужить чаще всего удается всех обратившихся к нам, если очередь иногда остается, то небольшая.
РГ : При снятии автомашины с учета сдаются госномера, а как ездить до постановки ее на учет?
Гуляков : Тут не о чем беспокоиться. Мы в обязательном порядке выдаем транзит на 5 или 20 дней, как кому требуется.
РГ : Если купил машину, зарегистрированную, предположим, в Корсакове или Аниве, снять ее с учета возможно в Южно-Сахалинске?
Гуляков : Нет, только по месту регистрации.
РГ : Это в век-то всеобщей компьютеризации?
Гуляков : Таков порядок, не нам его менять.
РГ : Допустим, кто-то имеет возможность прийти к вам лишь в выходной день, не все же могут уйти с работы. В одну субботу он снял автомобиль с учета, а поставить на учет сможет только в следующую. Получается неделя, но отметка о сверке действительна пять дней. Как быть?
Гуляков : Придется пройти сверку еще раз. Удлинить срок ее действия не в нашей компетенции.
Понятно, что здесь работают люди в погонах, и приказ или инструкция для них важнее чьих-то неудобств. Но давайте все-таки адресуем наши пожелания тем, кто принимает решения.
Госпошлина за регистрацию транспортных средств:
Снятие с учета - 70 рублей, с заменой паспорта ТС - 170 рублей.
Снятие с учета в связи с утилизацией - 20 рублей.
Постановка на учет - 520 рублей, в том числе:
Свидетельство о регистрации ТС - 100 рублей;
Государственные регистрационные знаки - 400 рублей;
Регистрация ТС - 20 рублей.
Тарифы на услуги по подготовке и оформлению документов в кооперативе "Ветеран":
Для снятия ТС с учета и постановки на учет, замены регистрационных документов - 150 рублей каждая операция.
Для снятия ТС с учета в связи с утилизацией - 150 рублей, по доверенности - 200 рублей.
Оформление договора купли-продажи ТС - 1000 рублей.
Копирование - 10 рублей за одну печать.