11.07.2008 03:00
Авто

Государство готово потратить по полмиллиона рублей на предотвращение каждой смерти на дорогах

Ежегодно на дорогах России гибнет 30 тысяч человек. Чтобы предотвратить одну смерть, государство готово потратить почти полмиллиона рублей
Текст:  Марина Александрова Сергей Савостьянов
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4705)
Читать на сайте RG.RU
Не исключено, что через несколько лет спасать пострадавших в ДТП будут вертолеты. Фоторепортаж Сергея Савостьянова

Правительство намерено переломить сложившуюся ситуацию на наших дорогах. Принято решение в ближайшие три года в рамках нац проекта "Здоровье" сосредоточиться на уменьшении смертности от управляемых причин, в первую очередь от ДТП.

А ситуация на дорогах России просто аховая. Ежегодно в стране происходит 230 тысяч дорожно-транспортных происшествий, в которых погибают небольшой город - более 30 тысяч человек, получают травмы около 300 тысяч. 40 процентов уходят из жизни, так и не дождавшись первой помощи, 60 процентов погибают из-за неграмотной транспортировки.

Для того чтобы отработать методику согласованных действий всех служб, в Подмосковье на федеральной трассе "Каспий" прошли учения Всероссийского центра медицины катастроф (ВЦМК) "Защита" минздравсоцразвития, подразделений МЧС и ГИБДД. Причем, по оценке директора центра Сергея Гончарова, именно на федеральных трассах происходят наиболее тяжкие аварии. По статистике, здесь люди получают в десять раз больше тяжелых повреждений, чем на городских улицах. Объясняется это, во-первых, более высокой скоростью движения, а во-вторых, тем, что с момента получения травм до оказания первой помощи может пройти несколько часов. В России есть трассы, к примеру, за Уралом, где расстояния между населенными пунктами превышают 200 километров, и нет на этом участке даже поста ДПС, не говоря уже о каких-то медицинских пунктах или врачебных бригадах. Да и мобильная телефонная связь на таких "перегонах" обычно не берет. Понятно, что в таких условиях люди оказываются абсолютно незащищенными.

Спасет вертолет

Нацпроект предусматривает несколько путей борьбы с высокой смертностью на дорогах. Среди ключевых пунктов - оснащение медучреждений, расположенных вдоль федеральных трасс, новейшим диагностическим и лечебным оборудованием и новыми реанимобилями. Сейчас эта работа уже практически завершена на трассе "Дон" - Москва-Новороссийск. Дорога разделена на 49 зон ответственности, за каждой закреплена больница, оснащенная новым оборудованием и "скорыми". В периоды особой загруженности трассы (в основном летом), врачи будут дежурить вместе с сотрудниками ГИБДД, чтобы как можно скорее прибывать на место происшествия. В перспективе планируется для патрулирования трассы и эвакуации пострадавших использовать вертолет.

На очереди - дорога М-10 "Россия" (Москва-Санкт-Петербург), пересекающая Ленинградскую, Новгородскую, Тверскую и Московскую области. Ежегодно в этих регионах совершается до 22 тысяч ДТП, с числом пострадавших до 28 тысяч человек, из которых около 4 тысяч погибают.

"В развитых странах немаловажное место в деле спасения людей при ДТП играет авиация, - рассказывает Сергей Гончаров. - Россия - единственная из стран "Большой восьмерки", где для этих целей не используются вертолеты. В Германии, к примеру, они вылетают на ДТП с 1970 года. Сейчас там эту миссию выполняют 100 вертолетов, 400 врачей экстренной медицины и 180 летчиков-парамедиков. У нас же на всю страну едва наберется десяток вертолетов, которые могли бы вылетать на происшествия. Да и те только в Москве с областью, Санкт-Петербурге, Казани".

Впрочем, правительство уже озаботилось этой проблемой и к 2015 году предполагается "принять на медицинскую службу" России 200 вертолетов. Помимо вертолетов и новых реанимобилей, регионы должны оснастить и такой техникой, как мобильный телемедиакомплекс на базе реанимобиля и мобильный комплекс спецуправления. С помощью первого можно не только проводить диагностику пострадавших и оказывать им врачебную помощь, но находиться все это время в режиме видеоконференции на связи с какой-любо больницей, специалисты которой, сидя у экрана монитора, могут дать необходимую консультацию, посоветовать, куда лучше доставить того или иного больного.

Вторая машина помимо диагностики и первой медпомощи дает возможность управлять ситуацией, связываться через спутниковую связь с лечебными учреждениями, заочно распределять в них пострадавших. Предусматривается, что на руку каждого пострадавшего будет надеваться браслет с электронным чипом, где будет зафиксирован его номер и все повреждения, а информация об этом - передаваться во "встречающую" его больницу.

К сожалению, эти "чудеса техники" у нас пока есть в единственном "опытном" экземпляре - у ВЦМК "Защита".

Очевидцам на заметку

Центр медицины катастроф напоминает, что во многом судьба пострадавших в ДТП зависит от неравнодушия свидетелей аварии и очень просит: не проезжайте мимо, если вы стали свидетелем аварии.

В первую очередь от вас требуется позвонить в Единую дежурно-диспетчерскую службу по телефону 112, в "скорую" или милицию.

Дальше по возможности оказать травмированным людям первую медицинскую помощь.

Кстати, законодатели даже планируют обязать всех получающих права учиться оказывать первую помощь и нести ответственность в случае игнорирования сложной дорожной ситуации. Соответствующий законопроект лежит на рассмотрении в Госдуме.

Экономика жизни и смерти

К концу 2010 года система должна быть выстроена на всех федеральных дорогах. Обойдется это федеральному бюджету в 7,5 миллиарда рублей. Из них в этом году освоят 3,2 миллиарда. В минздравсоцразвития рассчитывают, что к этому времени удастся сократить дорожную смертность в полтора раза, а это 15-20 тысяч человек за три года. Грубый арифметический расчет показывает: чтобы предотвратить одну послеаварийную человеческую смерть, государство должно потратить около полумиллиона рублей.

С этой цифрой, конечно, можно спорить, как можно спорить и с прогнозами снижения смертности и травматизма от ДТП. Проблема сохранения жизни и здоровья людей на дорогах не может быть решена только медицинскими мерами. Началось практическое выполнение Федеральной целевой программы "Безопасность дорожного движения", на что также уйдут миллиарды рублей. Эксперты в один голос говорят, что одно только оснащение дорог камерами видеонаблюдения позволит существенно снизить количество правонарушений и, соответственно, сократить число пострадавших. Впрочем, пока это только прогнозы.

Справка "РГ"

В этом году правительство решило "плотно взяться" за две трассы: М-3 (от Москвы до границы с Украиной через Калугу и Брянск) и М-4 (Москва-Новороссийск через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар). Все больницы, расположенные вдоль этих трасс, будут оснащены новейшим оборудованием и современными машинами "скорой помощи". Субсидии из федерального бюджета на закупку новой техники выделены Краснодарскому краю, Брянской, Воронежской, Калужской, Липецкой, Московской, Ростовской, Тульской областям, а также Москве и Санкт-Петербургу.

Дороги ДТП