11.07.2008 01:00
Общество

Иван Дыховичный: "Перед экзаменом я никогда не стригся"

Экзамен - проверка знаний или школа жизни?
Текст:  Адиля Зарипова
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4705)
Читать на сайте RG.RU

Лето - пора не только отпусков, но и экзаменов. Летняя сессия в вузах подошла к концу, зато в сражение за оценки и места включились вчерашние школьники. Как достойно выдержать экзамен не только перед преподавателем, но и перед самой жизнью? Чем чревата "халява"? Бывают ли оценки лучше "пятерки"? Тему сезона раскрывает режиссер и телеведущий Иван Дыховичный.

Российская газета: Говорим "экзамен" - подразумеваем в первую очередь студенческие годы. У вас, как и у всех, наверняка осталось множество воспоминаний, связанных с "экзами"?

Иван Дыховичный: Разумеется. Помню неописуемый случай, когда на экзамене по зарубежной литературе однокурсник прислал мне записку: "Напиши коротко содержание "Дон Кихота" - вот ведь задачка на миллион! Но лучше всего мне запомнились экзамены по русской литературе: преподаватель, профессор Белкин, никогда не давал нам конкретные вопросы для подготовки - ему было интересно поговорить с нами обо всем на свете. Он говорил: "Я поставлю ту оценку, которую вы захотите", - и действительно ставил. А у себя в большой амбарной книге давал каждому студенту особую оценку: "умница", "смекалистый", "лукавый", "хитрый".

РГ: Чего в удачно сданном экзамене больше: знания или везения?

Дыховичный: Конечно, для хорошей оценки нужен хотя бы минимальный запас знаний. Но если человек зацикливается на том, чтобы все знать, он мешает сам себе. В нужный момент, вместо того чтобы грамотно построить ответ, он путается и думает, как бы чего не забыть. Кстати, еще один интересный случай: однажды на экзамене по русской литературе преподаватель едва не завалил нашу отличницу. Девушка, как всегда, все выучила и на простой вопрос: "Каким размером написан "Евгений Онегин"?" - ответила верно - пятистопным ямбом. "Вы уверены?" - спросил преподаватель. И тут она засомневалась, стала путаться. Так что знание - это еще не все, уверенность куда важнее.

РГ: А как же везение? Недаром ведь говорят, что экзамен - это лотерея. Вы, например, пользовались студенческими "приманками" для фортуны: пятачок в ботинок, посидеть на зачетке?..

Дыховичный: Перед экзаменом я никогда не стригся, но голову мыл. Так что соблюдал не все приметы. Везение на экзамене - это, конечно, неплохо. Впрочем, как и в любом деле.

РГ: Когда экзамен сдается на халяву - это хорошо или плохо? С одной стороны, знаний у человека нет, а с другой - он хорош в чем-то другом - удачлив, умеет хорошо говорить, обаятелен, ловок.

Дыховичный: Экзамен - это вообще особый воспитательный процесс, он учит общительности, умению вести разговор даже о том, чего не знаешь, выходить из положения. Но все это хорошо при условии, что какие-то знания у людей есть. Если же человек не умеет рассуждать, не хочет учиться, а умеет только ловить халяву и выкручиваться, он пополняет собой ряды "недоспециалистов", которые лишь изображают, что что-то умеют.

РГ: Хорошая оценка часто зависит от умения уболтать экзаменатора. Но уже сегодня в вузах студенты нередко сдают экзамены в виде теста, который проверяется компьютером. Согласны ли вы с тем, что машина с оценкой знаний справится лучше, а человеческий фактор только мешает объективности?

Дыховичный: Ни в коем случае. Современное поколение страдает излишней верой во всесильность компьютера. На самом деле машину обмануть куда проще, чем опытного преподавателя. Компьютер далек от человека с его тонкостью, изяществом, остроумием, он никогда не даст студенту того опыта, который дает общение с экзаменатором.

РГ: С получением диплома пора экзаменов в жизни человека вовсе не заканчивается: выдерживать проверку знаний и умений приходится на работе и даже в кругу семьи. Бывали ли в вашей жизни ситуации, которые можно назвать экзаменом?

Дыховичный: Конечно, их было множество. У каждого такие ситуации складываются по-своему, но это всегда переломные моменты, время важных решений. Первый большой экзамен - поступление в вуз, выбор профессии. Сейчас молодые реже стали задумываться, чего им хочется. Гораздо чаще они задаются вопросом: что выгоднее. Деньги - главная ценность сегодня. Мне приходилось общаться с людьми, которые уже не знают, что делать со своим богатством. Когда у человека нет идеи в жизни, нет мечты, деньги становятся страшной обузой. Казалось бы, все у него благополучно, а он почему-то вспоминает, что в молодости хотел совсем другого, и сомневается, что первый большой экзамен в жизни выдержал на "отлично". К счастью, со мной такого не произошло.

РГ: То есть в жизни вы "отличник"?

Дыховичный: Вовсе нет. Бывали и "четверки", и "тройки". Но общим результатом я доволен.

РГ: А "пятерку" с плюсом себе за что поставите?

Дыховичный: За то, что в 35 лет сменил профессию и не побоялся начать все с нуля в режиссерском деле.

РГ: Что вы скажете о родителях, которые с детства приучают ребенка отчитываться за каждый шаг? Необходимость выдержать проверку воспитывает в человеке ответственность? А может, это напрасная трата нервов?

Дыховичный: Трудности, испытания и проверки, конечно, делают человека крепче, решительнее. Тот, кто растет, не зная забот, редко когда умеет делать выбор. Однако родителям не следует превращаться в экзаменаторов, они должны оставаться друзьями своему ребенку, иначе ему негде будет брать силы, чтобы бороться. В детстве человеку важно привить чувство свободы и самостоятельности, а не страх получить плохую оценку.

РГ: То есть вы считаете, что лучше живет и работает тот, кто просто живет и работает, а не тот, кто делает это с прицелом на оценку окружающих?

Дыховичный: Так и есть. За все свои решения и поступки мы отвечаем не перед большим жюри, а перед тем, что всегда чувствуем внутри себя. Это жюри куда строже и мудрее. Толпа глупа, толпа ошибается. Правы лишь отдельные личности.

РГ: Получается, экзамены в жизни мы сдаем самим себе.

Дыховичный: Заметьте, все гениальное, великое всегда идет наперекор мнению большинства. Особенно когда вы ставите перед собой большие задачи, оценка окружающих должна занимать второе место, в первую очередь человек должен сам оценить, что у него получилось. И если он доволен результатом, то сможет заразить своими идеями многих.

РГ: Одна моя знакомая, типичный "контролер", считает, что к жизни надо относиться как к череде экзаменов, которые непременно нужно сдать на "пять". Даже к покупке нового платья она готовится за месяц, чтобы ничего не упустить. Что вы об этом думаете?

Дыховичный: Я всегда очень уважал людей, которые умеют проигрывать, умеют ошибаться так, чтобы каждая ошибка становилась открытием, маленькой победой. Такие люди относятся к неудачам очень элегантно и в то же время философски. Ведь мы учимся только на ошибках. В жизни нельзя получать только "отлично" и все выиграть, это означало бы только то, что вы шли по протоптанной дорожке. Не проигрывает только тот, кто не рискует, не пытается подняться выше, уйти от заурядности. Всю жизнь получая одни "пятерки", человек вдруг понимает, что ему нечего вспомнить. Нет тех моментов отчаянной борьбы, тех рискованных, авантюрных решений, которые запоминаются больше всего. Нет ничего ценнее тех чувств, которые испытываешь, преодолев полосу неудач и собственными силами заставив фортуну улыбаться.

Образование