Сегодня в Киеве соберется поместный Собор Украинской православной церкви, посвященный 1020-летию Крещения Руси.
А накануне события глава Киевского патриархата Филарет объявил, что в планах собора "внести поправку в понятие "Русь", так как сегодня Москва твердит, что "Русь - это не столько Украина, сколько Россия". Священник ссылается на некие данные, почерпнутые киевскими богословами в древних летописях, в частности творениях Нестора Летописца. Агентства цитируют следующие аргументы Филарета: "Древние летописи свидетельствуют, что в X-XI веках Русью называлась сегодняшняя Украина, часть Белоруссии, Прибалтика и часть сегодняшней Польши. Москвы в те времена еще не было как населенного пункта, а сегодня они (стиль сохранен) считают, что являются Русью, а это является исторической неправдой".
Где же историческая правда, а где политическое лукавство, "РГ" выясняет у специалистов по истории Древней Руси: российских и киевских.
Так, Елена Мельникова, руководитель Центра "Восточная Европа в античном и средневековом мире" Института всеобщей истории РАН, услышав вопрос о достоверности ссылок Филарета, сначала тяжело вздохнула, видимо, дискутировать на эту тему ей приходится не впервые, а потом заявила, что они недостоверны:
- Вносить какие-либо поправки, мягко говоря, странно. Понятие "Русь" как единое целое очень четко осознавалось летописцами, и никаких сомнений у них не было, в отличие от митрополита Филарета. Летописи, "Повесть временных лет" (то, что Филарет не совсем корректно называет летописями Нестора Летописца) и Новгородская Первая, которые трактуют ранний период истории и изображают события IX-X-XI веков, Русью называют территории примерно от Переяславля Южного (южнее Киева по Днепру) до Ладожского озера. Польша никогда не входила в понятие "Русь". Это было отдельное государство, причем не одно: были отдельные княжества - Великая Малая Польша. В состав Польши входили территории, которые сейчас относятся частично к Белоруссии, частично к Западной Украине. Прибалтика? Эсты, предшественники современных эстонцев, латыши находились в даннических отношениях с Новогородом, но никогда в состав Руси не входили. И летописцы никогда не воспринимали их как часть русской земли.
Другой вопрос, что летописцы выделяли Верхнюю и Нижнюю Русь. Нижняя включала в свой состав территории южных княжеств - прежде всего Киевского, Переяславского и Черниговского. Последнее доходило своей северной границей почти до Оки. То, что лежало к северу, Смоленское княжество, Владимирское, Суздальское, Новгородская земля - это Верхняя Русь. И в летописях попадаются такие пассажи: "В Верхней Руси то-то и то-то происходит".
Член-корреспондент Национальной академии наук Украины, доктор исторических наук Николай Котляр тоже усомнился в логике главы Киевского патриархата:
- Историки, и российские, и украинские, если, конечно, они профессионалы, стоят в этом вопросе примерно на одних позициях. Никаких научных оснований поддерживать Филарета у украинских историков нет. Другое дело, что в начале истории Русь сосредотачивалась на юге, в районе Киева и Чернигова.
Со словом "русь" вообще все сложно. Термин этот сначала означал варяжскую дружину (русь - это скандинавы), а потом название перешло на славян. Византийский император Константин VII Багрянородный, его книга несколько раз переводилась на русский язык, описывает, как в середине Х века киевский князь Игорь выезжает из Киева "вместе со всей русью" и начинает объезжать земли данников-славян.
Что же касается названий, то восточное славянство - земли России, Украины, Белоруссии - называлось Русью очень долго, примерно до конца XVII века. Термин Украина - поздний и возник из географического понятия. Еще во времена Богдана Хмельницкого Украина так не называлась. Так называлась только Киевщина. Гетман даже как-то кричал польским послам: "Выгоню вас отсюда с Украины, аж до Львова догоню!" Тогда, если следовать логике Филарета, и Львов не Украина?
Прецедент, чтобы возник спор из-за названия государства, ни российский историк, ни украинский не вспомнили. "По-моему, все мирно делились названиями, - поразмышляв какое-то время, сказала Елена Мельникова. - С ходу мне в голову ничего не приходит. Были случаи, когда, скажем, территория завоевывалась другим этносом, который составлял элиту, а название оставалось старым. Или наоборот. Так случилось с Болгарией. На определенном этапе в славянское население влились болгары - тюрки, которые усвоили славянский язык и славянскую культуру, а название дали свое. То же с Англией. Было кельтское население. Его завоевали германцы, которые дали этим землям свое название - Англия. Франция - тоже название германское. И никто не возмущается по этому поводу".