Авиабилет в Центральную Россию для 450 тысяч жителей Дальнего Востока будет стоить не 47 тысяч рублей, как сейчас, а всего 10 тысяч. Об этом на выездной коллегии Федерального агентства воздушного транспорта в Уфе, в работе которой принял участие вице-премьер Сергей Иванов, сообщил руководитель Росавиации Евгений Бачурин.
И объяснил, за счет чего будет достигнута такая стоимость: федеральные структуры могут взять на себя часть финансирования аэронавигационного обслуживания, оплатить взлет и посадку авиакомпаниям, которые летают в отдаленные уголки нашей страны.
В свою очередь Сергей Иванов предложил подумать о снижении налога на взлетно-посадочную полосу или вообще отменить его. Судя по реакции главы минтранса Игоря Левитина, он больше придерживается идеи навсегда распрощаться с налогом на имущество для взлетно-посадочных полос. По словам министра, аналогичный налог в своих отраслях не платят ни железнодорожники, ни те, кто пользуется автодорогами. Зато для внутренних водных путей и взлетно-посадочных полос он остается.
А сейчас, заметил Игорь Левитин, регионы Дальнего Востока должны как можно быстрее определить, какие категории граждан будут летать по цене, почти в пять раз ниже той, что сложилась на рынке. Не менее важно и то, по какой схеме им будут предоставлять право на такой пролет. По мнению министра, внедрение системы, аналогичной монетизациии льгот, не приемлемо. Тогда пенсионеры, получив право выбора, в большинстве случаев предпочли деньги, а не транспортные услуги. Левитин подчеркнул, что в сфере региональных авиаперевозок произойдет то же самое. В ряде зарубежных стран, в том числе и в США, существует механизм компенсации стоимости авиабилетов на социально значимых маршрутах. "Мы тоже предполагаем перейти на такую систему. И начать с Дальнего Востока, Сибири и Урала", - сказал Левитин.
Впрочем, цены на авиабилеты для Дальнего Востока - лишь небольшая часть тех проблем, которые предстоит решить российской авиации в ближайшие годы. О них подробно рассказал вице-премьер Сергей Иванов. В 90-е годы, сообщил он, произошло сокращение объемов работ по развитию гражданской авиации. Все это, вкупе с ростом, тарифов и падением платежеспособности населения, привело к стагнации российского авиакомплекса. "Наше пике было слишком крутым, чтобы рассчитывать на то, что мы снова сможем быстро набрать нужную высоту", - отметил Иванов.
В последнее время, отметил он, возникла проблема топливного обеспечения авиакомпаний. И напомнил о серьезном сбое по обеспечению чартерных рейсов в аэропорту Внуково 28 мая. "Мы пришли к выводу, что это все-таки был частный случай, но тем не менее он высветил ряд существующих проблем". Суть их в монополии на заправку самолетов ряда российских нефтяных компаний. И авиакомпании не имеют возможности выбирать заправщиков.
Иванов одобрил предложение Росавиации - передать Федеральной службе по тарифам функции по формированию тарифов на заправку самолетов в аэропортах: "Сейчас у нас слишком много посредников в этой цепочке". И предложил рассмотреть вопрос о торговле керосином на специальных биржах, чтобы можно было иметь какой-то ценовой ориентир. Сегодня же, пояснил Иванов, цена на топливо в московских аэропортах превышает цену на Лондонской бирже на авиакеросин. Иванов выразил надежду, "что уже в этом месяце торговля керосином, как и другими нефтепродуктами, начнется на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже".
Вице-премьер также подчеркнул, что необходимо оптимизировать сеть аэродромов России с учетом национальных интересов, экономической целесообразности и региональных потребностей. Эту тему в своем выступлении развил глава Росавиации Евгений Бачурин. Износ значительной части объектов, сообщил он, приближается к критической отметке - 80 процентам. Учитывая увеличение спроса на авиаперевозки, необходимо реконструировать и развивать инфраструктуру. И привлечь значительные инвестиции в аэропортовую сеть - 1 триллион рублей до 2015 года. В Росавиации возлагают большие надежды на регионы. На коллегии Росавиации было подписано соглашение о передаче Ставропольского, Курганского, Пензенского, Ульяновского, Свердловского, Челябинского и Казанского аэропортов в управление регионам. Исключением не стал и аэропорт Уфы. Еще раньше, напомним, регионам передали Красноярский аэропорт и Пулково в Санкт-Петербурге.
Концепция развития аэродромной сети до 2015 года, заметил Бачурин, предусматривает дальнейшую передачу аэропортов регионам. Сейчас в России 330 аэропортов и аэродромов. 54 из них - федерального значения, на которые приходится 80 процентов перевозок. Остальные аэропорты и аэродромы, в том числе и с грунтовым покрытием, предполагается передать с федерального бюджета на баланс регионам. 117 аэродромов национальной опорной сети отойдут Федеральному государственному унитарному предприятию "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)". Все они сохранятся в госсобственности. Планируется также создать федеральные казенные предприятия, которые помогут обеспечить доступность авиаперевозок для населения. И первое такое предприятие уже создано в Якутии, отметил Бачурин.