7 сентября ему бы исполнилось 100 лет. Не дожил: в прошлую субботу умер в Хьюстоне.
У каждой, даже самой блистательной жизни, печальный конец - никто не живет вечно. И даже у такого выдающегося врача, такого великого хирурга, исправившего за свою долгую жизнь столько сердец, собственное сердце остановилось.
Я видела этого человека дважды. Впервые в 1971 году на Всемирном конгрессе хирургов в Москве. А потом еще на встрече в здании ТАСС у Никитских ворот. Знала, что он приезжал, когда Ренат Акчурин оперировал президента Бориса Ельцина. Спросила Дебеки: "Была ли необходимость его, Дебеки, участия в той операции?".
- Не было, - ответил великий хирург. Дебеки с огромным уважением говорил о наших медиках, наших хирургах.
- Ушел Человек (пишите это слово с большой буквы), который был большим патриотом России, чем многие россияне, - сказал "РГ" академик РАМН Ренат Акчурин. - Дебеки любил Россию не только в ее клинических достижениях и победах Николая Ивановича Пирогова, но и в ее литературе, музыке, живописи.
Хотелось бы, чтобы так любили ее все россияне, - продолжил Ренат Сулейманович. - Ушел человек, как закрыл дверь. До его ухода все мы знали, что есть Дебеки, значит, решаемы проблемы в сердечно-сосудистой хирургии. Был рядом дух Дебеки. И это помогало побеждать тяжелые сердечно-сосудистые недуги. Парадокс: более всех достойный Нобелевской премии Дебеки не был ее лауреатом. Царство ему небесное. Глубокое соболезнование его близким и врачам всего мира.
- Смерть Дебеки - величайшая утрата, - говорит академик РАМН Лео Бокерия. - Он был не только великий хирург, но и представитель той гигантской плеяды людей, которые создали сердечно-сосудистую хирургию.
Я был знаком с Дебеки, - продолжил Лео Антонович, - с 1975 года, когда он приезжал в СССР и оперировал президента Академии наук Мстислава Келдыша. Дебеки был в большой дружбе с директором Института сердечно-сосудистой хирургии Владимиром Ивановичем Бураковским. И мы были его гостями в 1981 году. Близко удалось познакомиться в 1996 году, когда мы проводили в "Президент-отеле" Международную конференцию по истории сердечно-сосудистой хирургии. Дебеки тогда выступил с докладом, был председателем одного из пленарных заседаний, навестил вдову Бураковского. Тогда же он консультировал Бориса Николаевича Ельцина, после чего стало известно, что Ельцин будет оперироваться.
Мы встречались, когда Дебеки вручали международную премию "Золотой Гиппократ". В прошлом году я делал операцию по имплантации левого желудочка сердца. По методике Дебеки. Он мне тогда позвонил сам, был счастлив, что все прошло хорошо. Потом я ему звонил. Надеялся, что он приедет. Не приехал. А неделю назад я получил приглашение на его столетний юбилей, который собирались отмечать в октябре. Не случилось.
Сам Дебеки в прошлом году перенес обширную операцию на аорте, коронарных сосудах. Долго болел. Но поправился. И, как мне рассказал его любимый ученик Нун, ходил на работу и даже ездил за рулем на своем любимом "Порше".
Дебеки был пионером операций на сердце, пересадки сердца. Ему принадлежит приоритет в использовании механического сердца. Дебеки тепло, с любовью относился к нашей стране. Способствовал тому, чтобы показать высокий уровень нашей медицины, способствовал развитию доброжелательных отношений между нашими странами.
Ушла эпоха. Это такая утрата... Все сердечно-сосудистые хирурги мира и наш Бакулевский центр, где неоднократно бывал Дебеки, глубоко скорбят.