Премьер-министр Владимир Путин провел в минувшую пятницу совещание по развитию нефтегазового комплекса в Северодвинске.
С самого утра прошедшей пятницы горожане выстроились вдоль проспекта Ленина (как полагается, центральной улицы города) - они узнали, что к ним едет Путин. С детскими колясками, велосипедами и кожаными портфелями, а также приготовленными для фотографирования мобильниками пришли северодвинцы встречать главу правительства.
Он и правда прибыл с рабочей поездкой в Архангельскую область и для начала оказался на градообразующем предприятии "Севмаше", где увидел сразу две морские платформы. Одна строится для норвежцев и будет передана уже в текущем году (аналогичная платформа ушла в Норвегию в прошлом году), а вторая, ледостойкая, под названием "Приразломная" создается для внутреннего потребления. Причем строится она 13-й год: как поясняют на "Севмаше", из-за отсутствия необходимых технологий и единого заказчика. Теперь он появился в лице "Газпрома".
Подъехав к местному дворцу культуры, Путин вышел из машины и обернулся к народу с улыбкой. В ответ раздалось громогласное: "Ураааааа!". Тем временем премьера ожидала представительная аудитория в лице руководителей крупных компаний ("Газпрома", "ЛУКОЙЛа", "Севмаша"), министров и глав федеральных агентств.
Разговор предстоял жесткий, но даже это ощущение не мешало вице-премьеру Игорю Сечину, курирующему ТЭК, задорно передразнивать телеоператоров.
Роль минерально-сырьевого комплекса в отечественной экономике трудно переоценить. В прошлом году доходы федерального бюджеты составили 7,78 триллиона рублей, из которых за счет углеводородного сырья государство заработало 4 триллиона рублей. Нефти в стране, что называется, хоть залейся: Россия по итогам минувшего года вышла на первое место по добыче "черного золота", однако цены на него постоянно растут как на мировом рынке, так и на внутреннем. Всякий раз при скачке нефти на новую ценовую планку российские вертикально-интегрированные нефтекомпании (ВИНК), пользуясь сложившимся монополизмом, практически синхронно повышают цену на бензин. В результате розничный бензин в России стоит примерно столько же, сколько и в США, крупнейшем мировом импортере "черного золота".
Аналогичная ситуация складывается в отношении авиационного керосина. Большинство топливно-заправочных комплексов (ТЗК) в российских аэропортах контролируются теми же ВИНК. В конце 2007 года они обнаружили, что авиатопливо во всем мире резко дорожает. В результате, с осени прошлого года к настоящему моменту цены на авиакеросин выросли в два раза, что тут же отразилось на стоимости билетов. Премьер-министр Владимир Путин отметил, что авиатопливо в России сейчас дороже, чем в странах Европы. Одна тонна "небесного" керосина в Сургуте стоит 36 тысяч рублей, а в Южно-Сахалинске - 38 тысяч рублей, в то время как в европейских странах - 32-34 тысячи рублей. "Это просто недопустимо! Почему так происходит?" - спросил премьер. И тут же пригрозил отставками в Федеральной антимонопольной службе: "ФАС нужно наконец проснуться и активно, эффективно выполнять свои функции. Если этого не будет в ближайшее время сделано, будут приниматься кадровые решения". Путин также призвал переходить к практике прямых договорных отношений нефтегазовых и авиационных предприятий.
Не дожидаясь премьерских поручений, в июне этого года малые нефтекомпании предложили Игорю Сечину идею строительства независимого НПЗ, в составе акционеров которого не было бы доминирующего положения какой-либо крупной добывающей компании. Такой НПЗ позволил бы малым нефтекомпаниям получить доступ к перерабатывающим мощностям и, соответственно, поспособствовал большей конкуренции на внутреннем рынке нефтепродуктов. По словам главы Белого дома, при необходимости "государство могло бы помочь в реализации таких проектов как минимум в части создания инфраструктуры". Предполагается, что мощность НПЗ составит не менее 12 миллионов тонн в год, прогнозная стоимость - около 8 миллиардов долларов. Кроме того, Путин предложил использовать государственный резерв для "оперативного реагирования на возникающие в регионах проблемы в снабжении топливом".
При том, что Россия опередила Саудовскую Аравию по добыче нефти, ее темпы падают, а новые месторождения в лучшем случае вяло разрабатываются. Принятое кабинетом министров решение о снижении налоговой нагрузки на отрасль, подчеркнул Путин, позволит ежегодно получать нефтяникам дополнительные доходы в размере 130-140 миллиардов рублей и, по замыслу чиновников, направлять средства на разработку новых месторождений. Кроме того, премьер поручил минфину, минэнерго, минэкономразвития и МПР принять конкретные меры о предоставлении налоговых каникул (речь идет о нулевой ставке НДПИ на начальных этапах работы) при разработке удаленных промыслов в акватории Охотского и Черного морей, а также на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.
На совещании Владимир Путин заявил и о необходимости внедрения современных сберегающих технологий в нефтегазовой отрасли. "Сколько можно сетовать на варварское сжигание попутного нефтяного газа - все необходимые поручения на этот счет даны, и их необходимо реализовывать в полном объеме", - подчеркнул премьер. Планировалось довести эффективность использования газа до 90 процентов к 2011 году, однако МПР предложило отодвинуть этот срок еще на один год. По информации "РГ", правительство согласилось отложить срок на один год, но увеличило показатель до 95 процентов. На Краснопресненской набережной даже подумывают о том, чтобы ввести с 2012 года административную ответственность в отношении организаций и должностных лиц "за сверхнормативное уничтожение попутного нефтяного газа".
"Уже в этом году следует завершить подготовку основных программных документов, в первую очередь - это энергетическая стратегия до 2030 года", - сказал премьер, добавив, что в увязке с этой программой должны быть разработаны генеральные схемы развития трубопроводного транспорта и газовой промышленности. Это, по его мнению, позволит нефтегазовым компаниям уверенно строить перспективные планы по разведке и обустройству новых месторождений.
- А что с пенсиями будет? - к двум отдыхающим после совещания газпромовским менеджерам подошла пенсионерка.
- Это вам, бабушка, к Путину надо!
Но премьер уже уехал из Северодвинска, увозя с собой в Москву ответственные решения по нефтегазу.