15.07.2008 00:00
Власть

В армии солдат на гауптвахте будут защищать адвокаты

Арестованный солдат имеет право требовать адвоката
Текст:  Владислав Куликов
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4706)
Читать на сайте RG.RU

Военное ведомство приступает к строительству гауптвахт улучшенной планировки. После этого институт солдатского ареста заработает в полную силу. Главное новшество - боец сможет требовать бесплатного адвоката.

Правда, механизм финансирования солдатских защитников еще не проработан. Поэтому специалисты рекомендуют уже сейчас принять программу юридической подготовки командиров и финансирование бесплатных адвокатов для солдат. Иначе могут возникнуть проблемы.

Напомним, камеры гауптвахт опустели шесть лет назад, когда вступил в силу новый Уголовно-процессуальный кодекс. Он ввел процедуру ареста через суд. До этого в следственный изолятор направляли прокуроры. Казалось бы, при чем здесь армия? Ведь на губу сажают не уголовных преступников, а военных разгильдяев. И не на годы, а на дни и недели.

Но законодатели решили иначе. По их логике гауптвахта - та же тюрьма, поскольку лишает человека свободы. А раз так, то и санкцию на арест должен давать суд. Но в тот момент ни военные суды, ни министерство обороны оказались не готовы к такому повороту. В итоге было решено вообще отменить гауптвахты. На камерах повесили замки.

Но вскоре командиры забили тревогу: стало труднее поддерживать дисциплину в казармах. Гауптвахты пришлось вернуть. Был принят ряд специальных законов по этому поводу, а нынче вступили в силу и новые военные уставы, расписывающие в том числе порядок дисциплинарного ареста. Отныне любой нарушитель казарменного спокойствия может попасть на месяц в камеру. Максимальный срок дисциплинарного ареста - тридцать суток.

Де-юре гауптвахты открылись еще в прошлом году, а на практике - есть проблемы. Одна из причин - в отсутствии нормальных мест для содержания арестованных. С 2002 года камеры пришли в негодность. Теперь приходится строить новые и капитально ремонтировать старые. Первая образцовая гауптвахта уже принимает постояльцев в гвардейской Таманской мотострелковой дивизии в подмосковном Алабине. А в этом году планируется сдать в эксплуатацию еще две экспериментальные гарнизонные гауптвахты. Всего в Московском военном округе, например, будет построено 10 гауптвахт и реконструировано 19, в Ленинградском - 5 и 19, в Дальневосточном - 5 и 16, в Сибирском - 8 и 10, в Приволжско-Уральском - 4 и 22, в Северо-Кавказском - 12 и 10, на Балтийском флоте будут реконструированы три гауптвахты.

Но хорошее место в камере - это еще не главное. Как пояснили корреспонденту "РГ" в Московском окружном военном суде, сама процедура дисциплинарного ареста сложна для командиров с юридической точки зрения. Ведь полагается собрать документы, оформить все как следует. Офицеров надо этому учить.

Еще один трудный вопрос - адвокаты. Боец, считающий, что командиры к нему придираются и ареста он не заслужил, вправе требовать защитника. Причем за услуги адвокату должна заплатить воинская часть. Для этого надо всего лишь представить в финчасть письменный договор с юристом. Однако непосредственно порядок выплат - с какого счета снимать, как перечислять, какие справки составлять и прикладывать - должно определить каждое ведомство, где служат призывники. Это важно: у командира части должна быть четкая и понятная процедура, как рассчитываться с солдатскими адвокатами.

прямая речь

Юрий Калиниченко, председатель Московского окружного военного суда:

- Дисциплинарный арест - полезный институт, и напрасно в свое время его пытались уничтожить. Функционирование гауптвахт, кстати, регулируется международными правовыми нормами. Существующий сегодня порядок применения ареста в полной мере соответствует требованиям Совета Европы. Я считаю правильным решение о восстановлении этой процедуры. Количество материалов, направляемых в гарнизонные суды, незначительно: в прошлом году судьями гарнизонных военных судов округа рассмотрено 116 таких материалов. Хотя это и небольшой показатель, проблем уже более чем предостаточно. Главная сложность заключается в исполнении судебных решений о применении дисциплинарного ареста.

Конечно, не хватает обустроенных помещений гауптвахт. Но справедливости ради нужно отметить, что отсутствие условий - не единственная причина столь малого количества рассмотренных материалов об аресте. Установленный федеральным законом порядок применения к военнослужащим дисциплинарного ареста является пока сложной юридической процедурой для командиров. Она связана с проведением расследования, строгим соблюдением процессуальных норм. Полагаю, необходимо проводить правовую подготовку для офицеров, даже предусмотреть изучение этих вопросов в военных вузах. В настоящее время такая работа активно ведется органами военной юстиции и командованием Московского военного округа.

Хочу подчеркнуть, что острой необходимости в проведении судебных заседаний при решении вопроса об аресте, скажем, пьяного нарушителя дисциплины, в ночное время суток не возникает. В таком случае его агрессивное поведение требует изоляции от остального личного состава, и орган военного управления вправе немедленно отправить его на гауптвахту без судебного постановления на 48 часов. Этого времени вполне достаточно для того, чтобы командир части мог оформить и направить документы в суд, а военнослужащий - уведомить защитника.

Госуправление Армия