В ближайшее время цена на бензин Аи-95 подрастет еще на 10 процентов, то есть к концу года он будет стоить примерно 28 рублей. Такой прогноз сделал вчера на пресс-конференции президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль.
Зато цена дизельного топлива, по его мнению, пока повышаться не будет. "Но в любом случае в России необходимо снижать цены на дизельное топливо, керосин и бензин - прежде всего путем уменьшения налоговой нагрузки, - уверен Шмаль. - Все налоги, конечно, не отменишь, но уменьшить их можно, что позволит на 7-8 рублей снизить стоимость бензина и дизельного топлива".
По мнению главы Союза нефтегазопромышленников (СНП), государство должно изменить налоговую политику в отношении моторного топлива. Скажем, сегодня в России доля налогов составляет в стоимости топлива, по расчетам Шмаля, 55-58 процентов. А в США - всего 23-25 процентов. Сегодняшняя высокая цена на дизельное топливо в России обусловлена большим спросом на него на Западе. За рубежом на один дизельный автомобиль приходится 0,8 бензинового, у нас наоборот, поэтому большое количество топлива уходит за рубеж, провоцируя рост цены. "В этом году, - считает президент СНП, - мы работаем хуже, чем в прошлом. Речь сейчас даже идет не о росте, поскольку мы сейчас находимся в стадии стагнации по добыче нефти. И то, что это случится, многие специалисты предупреждали давно".
Сейчас у страны, говорит Шмаль, есть две реальные возможности по увеличению добычи нефти. Во-первых - ввод новых месторождений (Восточная и Западная Сибирь), а также разработка шельфов. Кстати сказать, разработка шельфа обходится в несколько десятков раз дороже, чем такая же разработка на суше. "Назову конкретную цифру - 1 метр бурения шельфа стоит 1 миллиард рублей, - продолжил Шмаль. - Выводы делайте сами. Это значит, что без господдержки, налоговых льгот освоение шельфа мы не потянем. Во-вторых, многое говорится об инновационных способах добычи нефти. Не секрет, что сейчас мы извлекаем из недр менее 30 процентов нефти, остальное - остается "в земле". За последнее время коэффициент нефтеизвлечения уменьшился примерно на 15 пунктов. А ведь если увеличить коэффициент хотя бы на одну сотую, то это будет равносильно открытию нового крупного месторождения.
Что касается цен на авиатопливо, то еще в декабре, пояснил Шмаль, после их резкого скачка на 20-25 процентов, мы собирали совещание авиаторов и детально обсуждали проблему. "Сейчас, скажем, билет на рейс Москва-Хабаровск стоит до 90 тысяч рублей. Ну кто может себе позволить такую роскошь? - справедливо возмущается глава СНП. - Какие тут рецепты? Многие говорят о создании конкуренции среди топливозаправочных компаний. Я считаю, что это проблему не снимет. Во Внуково, скажем, работает четыре таких комплекса, а на ценах это не отображается. Думаю, что и здесь без участия государства не обойтись.
Успешное развитие любой отрасли экономики, и нефтегазового сектора в частности, зависит от состояния нашей законодательной базы. Сейчас нам нужно как минимум 15 новых законов. Из них, на мой взгляд, в первую очередь - базовый закон о нефти, которого до сих пор нет. Другой важный закон - о сжигаемых газах. Сегодня мы в факелах сжигаем 20 миллиардов кубов газа".
При этом Шмаль добавил, поскольку растет цена на нефть на внешнем рынке, она будет подниматься и на внутреннем. Если еще в начале этого года можно было бы купить в России тонну нефти за 8,5 тысячи рублей, то уже июньские цены дошли до 11-12 тысяч, а июльские будут и того больше.