15.07.2008 03:59
В мире

Французская армия невесело отметила День взятия Бастилии

Франция отметила День взятия Бастилии
Текст:  Вячеслав Прокофьев
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4706)
Читать на сайте RG.RU

Стоявший рядом со мной загорелый француз с явно военной выправкой поднял на плечо мальчика лет семи и, устремив взгляд в пронзительно синее небо, произнес: "Смотри, Жан-Поль, такого еще не было над Елисейскими полями. Видишь вот тот самолет с треугольными крыльями? Это русский МиГ 21!"

Военный парад, который вот уже 120 лет устраивается во французской столице по случаю главного национального праздника - Дня взятия Бастилии, в этом году действительно был необычным.

Такого количества глав государств и правительств на президентской трибуне, устроенной на площади Согласия, по общему признанию еще никогда не было. Канцлер Германии Ангела Меркель и президент Египта Хосни Мубарак, лидер Палестинской автономии Махмуд Аббас и премьер-министр Израиля Эхуд Ольмерт. Всего свыше трех десятков руководителей стран ЕС и средиземноморского бассейна, которые накануне в Большом дворце, что в нескольких сотнях метров от площади Согласия, договорились о создании Союза для Средиземноморья, организации, призванной укрепить партнерство в этом регионе.

Особое внимание было приковано к сирийскому лидеру Башару Ассаду. Выше всех на голову, в светло-сером костюме сириец был явно доволен тем, что Николя Саркози пригласил его как на саммит в Большом дворце, так и на военный парад. Надо сказать, что его визит в Париж - событие явно неординарное. Дело в том, что после убийства в 2005 году бывшего премьер-министра Ливана Рафика Харири, нити которого, как некоторые считают, тянутся в Дамаск, Сирия оказалась в политической блокаде со стороны Запада.

Правда, во Франции большее недовольство вызвало не приглашение сирийского руководителя на средиземноморскую встречу в верхах, а на празднование Дня взятия Бастилии. Дело в том, что здесь помнят о трагедии, произошедшей 23 октября 1983 года, когда в Ливане был взорван превращенный в казарму отель "Драккар", и погибли 58 французских солдат из ооновских сил по поддержанию мира. Обвинили в теракте опять-таки Сирию, хотя на самом деле ответственность за него несут, как считается, исламистские радикалы из организации "Хезболла", о чем, кстати, во всеуслышание заявил Николя Саркози. И тем не менее в последние дни во Франции развернулась жесткая полемика по этому вопросу, тем более если учесть, что в параде принимало участие высшее общеармейское училище из города Коеткидана, где выпуск 2008 года носит имя лейтенанта Антуана де ла Бали, погибшего в 1983 году в Ливане. Поговаривали, что в знак протеста некоторые из офицеров училища пройдут перед президентской трибуной с черной повязкой на рукаве. Правда, обошлось, и скандала не вышло: военные - люди дисциплинированные.

Разговорившись с моим соседом по Елисейским полям, я узнал, что он - кадровый военный, офицер. Служит недалеко от Парижа и впервые привез сынишку на парад. На мой вопрос насчет того, какие настроения в армии после объявленных сокращений вооруженных сил Франции на 50 с лишним тысяч человек, распространяться не стал, но все-таки сознался, что "настроения невеселые".

"Если взять за основу десятибалльную шкалу, то не больше 4-5 из десяти", - сказал он.

Вечером в Париже, во всех других городах Франции люди по сложившейся традиции пели и танцевали. Только вот "великому немому", как здесь называют армию, судя по всему, было не до веселья из-за ожидаемых сокращений военных.

Франция