В феврале правительство РФ поручило Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) до 1 июня 2008 года разработать план первоочередных мероприятий до 2010 года по ликвидации экологического ущерба прошлых лет, связанного с хозяйственной деятельностью. Насколько серьезна ситуация и какие шаги необходимо предпринять по ее изменению? Об этом - беседа с главой Ростехнадзора Константином Пуликовским.
Константин Борисович, есть ясность, каким образом будет рассчитываться экологический ущерб, нанесенный природе за прошлые десятилетия?
Для начала надо закрепить в законе четкое определение понятия "экологический ущерб". Сегодня в природоохранном, природоресурсном, гражданском законодательстве есть понятия "вред окружающей среде", "ущерб", "убытки". Исходя из этих формулировок "экологический ущерб" - такое состояние природных объектов, которое характеризуется их загрязнением, превышающим нормативы качества и препятствующим использованию этих объектов по целевому назначению. Для того же, чтобы профинансировать, в том числе на основе государственно-частного партнерства, мероприятия по ликвидации ущерба, нам нужно систематизировать данные об источниках ущерба и российских территориях, загрязненных в результате хозяйственной деятельности. До сих пор такая комплексная оценка экологического ущерба в России не проводилась.
Нет ни одного региона в России, где экономика советского времени не нанесла бы урон окружающей среде. Даже на далекой Чукотке по маршрутам Северного завоза разбросано около 12 миллионов железных бочек с остатками нефтяного топлива. Их экологическая опасность возрастает с каждым годом. Поэтому задача - собрать и утилизировать эти отходы как можно скорее.
Что касается точных данных, то в течение 2009 года мы будем готовы назвать цифру экологического ущерба российской Арктике, основные места концентрации отходов, а также предложить способы и технологии расчистки российских арктических территорий. В целом площадь нарушенных земель в России составляет более одного миллиона гектаров. Наибольшему экологическому ущербу сегодня подвержены территории вблизи населенных пунктов и на землях промышленности - они влияют на здоровье более чем 60 миллионов граждан. Очевидно, что Россия, как и другие страны мира, чтобы двигаться вперед и развивать экономику, должна решить две важнейшие задачи - переработать отходы и рекультивировать выведенные из оборота земли. Пока эти проблемы решаются подобно тому, как воду черпают решетом. Накопление промышленных отходов происходит в десятки раз быстрее, чем их переработка. А выведенные из хозяйственного оборота земли в некоторых регионах составляют уже треть полезных площадей.
Какие проблемы, на ваш взгляд, могут возникнуть при ликвидации экологического ущерба прошлых лет?
Предполагаю, мы столкнемся с финансовыми трудностями. Приведу пример. Одна из региональных нефтяных компаний в Сибири ежегодно выделяет на вопросы экологии от 300 миллионов до 3 миллиардов рублей. При этом накопленный экологический ущерб, рассчитанный по методике Всемирного банка, за всю сорокалетнюю историю существования этой нефтяной компании (не буду называть ее) составляет почти 2 триллиона рублей. Тенденция - общая для всех компаний. Деньги на ликвидацию экологического ущерба выделяются только после аварий. Профилактические работы ведутся редко. А уж о прошлых болячках, нанесенных природе прежними хозяевами предприятий, вообще думать некогда. Например, более ста лет город Карабаш Челябинской области находился в зоне ядовитых выбросов медеплавильного комбината и долгое время считался самым грязным в мире. Вытекающий из долины отходов Рыжий ручей попадает в водохранилище. Проект очистки водоема ученые оценили в 400 миллионов рублей. Кто этот проект профинансирует - вопрос. Тех собственников, которые на протяжении десятилетий уничтожали природу, сегодня не найти. Нынешних собственников предприятий, находящихся вблизи этих "грязных мест", заставить убирать за прошлое не просто. Поэтому предстоит сформировать и отработать правовые и инвестиционные механизмы ликвидации экологических обременений.
Что представляет собой Федеральная программа по ликвидации экологического ущерба прошлых лет, которую предстоит разработать? На какой срок она рассчитана ?
Начало реализации программы запланировано на этот год, рассчитана она на 5 лет, но продлится не менее 10 лет, а пройдет в три этапа. На первом этапе предусматривается создание нормативно-правовой базы, регулирующей ответственность за прошлый экологический ущерб и действия по его ликвидации, подготовка списков экологически неблагоприятных предприятий и территорий, поиск виновных в допущенных загрязнениях, оценка последствий загрязнения окружающей среды и разработка плана работ по его устранению. На втором этапе - это 2010 - 2012 годы - инвентаризация и оценка загрязненных объектов и территорий завершится. При этом мы отберем приоритетные проекты, с помощью которых можно будет внедрять инновационные технологии удаления накопленных отходов и реабилитировать больные территории. И уже после 2013 года планируется продолжение работ по ликвидации экологического ущерба, накопленного в результате хозяйственной деятельности.
А что содержит подготовленный Ростехнадзором проект Плана первоочередных мероприятий на ближайшие полтора года по ликвидации экологического ущерба?
В частности, начало "пилотных" работ по ликвидации загрязнений на территориях, находящихся в кризисном экологическом состоянии. А по итогам реализации пилотных проектов будут сделаны выводы о том, как эта работа должна проходить и в других регионах.
"Пилотные" регионы уже определены?
Да. Иркутская и Кемеровская области. Общая площадь нарушенных земель в Кемеровской области составляет почти 64 тысячи гектаров. Однако фактическая их площадь гораздо обширнее, поскольку в эти цифры не включены земли с некачественно проведенной рекультивацией и требующие проведения повторных работ. В частности, в Прокопьевске и Киселевске доля нарушенных земель в два-три раза превышает допустимые показатели по России. Кузбасс уже подошел, а по отдельным территориям преодолел предельную границу добычи угля. Однако у большинства угольных компаний и предприятий в регионе (около 80 процентов) нет собственных проектов рекультивации нарушенных земель. Кроме того, только на рекультивацию земель по закрытым шахтам нужно более 44 млрд руб., было же на них потрачено не более 0,5 млн руб. Я благодарен губернатору Кемеровской области Аману Тулееву за поддержку наших начинаний, за совместный труд по решению экологических вопросов. Мы вместе выбрали два объекта в области. Это отвалы с породами бывших шахт. Один находится в границах города Анжеро-Судженск. В 500 м от отвала отработанных пород (так называемый терриконик) находится почти 300 жилых домов. Терриконик объемом свыше миллиона кубометров и высотой в полсотни метров в настоящее время - горящий и взрывоопасный. При горении терриконики выделяют фенолы, органические кислоты, смолы, аммиак, нитриты, нитраты, различные соединения серы. Загрязняются также водные объекты и почвы химическими соединениями, которые вымываются с терриконов талыми и дождевыми водами. Второй терриконик находится на территории города Киселевска. Там образовалась гора высотой 48 метров из пород бывшей шахты "Черкасовская". Она тоже представляет опасность... Мы должны ликвидировать это наследие прошлого - затушить отвал и разобрать террикон.
Что в это время ожидает местных жителей?
Есть предложения временно отселить жителей из зоны вредного воздействия. Не исключается отселение части жителей на постоянной основе.
Как предполагается помочь Иркутской области решить ее больной экологический вопрос?
В 2009 году в область поступят федеральные средства для борьбы с мышьяковым и ртутным загрязнением двух городов - Свирска и Усолья-Сибирского. Напомню, что почти 15 лет, с 1934 по 1949 год в Свирске действовал Ангарский металлургический завод, обеспечивающий интересы оборонной промышленности СССР, в рамках треста "Союзмышьяк". В 1949 году завод ликвидировали, основные фонды списали. Но бывший владелец, минобороны, бросил предприятие без демонтажа оборудования, ликвидации огарков и отправки их на переработку. Остались и два источника, несущих потенциальную опасность для жителей региона. Первый - это отвал с отходами общим весом 131 тысяча тонн. Второй - это здание самого завода, которое может разрушиться в любой момент под влиянием коррозии, с выбросом в окружающую атмосферу содержимого накопительных бункеров и газоходов. А это полупродукты получения триоксида мышьяка в количестве примерно 100 тонн, с содержанием мышьяка до 56 процентов.
Другим опасным объектом является ООО "Усольехимпром". По оценкам различных экспертов, за 28 лет работы цеха ртутного электролиза в окружающую среду попало более 1350 тонн ртути. Сегодня ртуть попадает в Ангару вместе со сточными водами через "зартученные" сети канализации, вместе с грунтовыми водами. Администрация Иркутской области целый год плотно работала с Ростехнадзором для того, чтобы стать участником данной программы. Кроме федеральных денег для ликвидации экологического ущерба будут использованы и средства из региональной казны.
Расскажите подробнее, из чего будет складываться финансовая составляющая Программы?
Реализация проекта будет происходить при содействии мирового сообщества, ООН и Всемирного банка, за счет федерального бюджета и за счет средств загрязнителей. Сумма вложений составит около 250 млн долларов. Из них доля федерального бюджета - 30 млн долларов.
Международный опыт свидетельствует, что требуется большой объем частных и государственных инвестиций. Потенциальные модели финансовых механизмов существуют в международной практике. Есть примеры создания фондов долгосрочного государственного финансирования, государственно-частных партнерств, специальных отраслевых фондов, финансируемых за счет взносов промышленных предприятий. Конечно, мы должны опираться на международный опыт в этом вопросе. Федеральный бюджет не сможет это потянуть. Здесь надо привлекать и региональные бюджеты, и деньги бизнеса. Например, Ростехнадзор для этих целей предложил привлечь средства займа Международного банка реконструкции и развития по проекту "Ликвидация экологического ущерба в Российской Федерации". Мы также считаем, что во всех программах долгосрочного развития, особенно промышленных отраслей, вопросы экологического характера должны иметь приоритетный характер.
Бизнес должен понять, что природоохранные мероприятия - это не увеличение себестоимости, это не бремя для бюджета компании. Мировая тенденция внедрения "зеленых технологий" общеизвестна. С течением времени высокая экологическая безопасность продукции станет одним из главных критериев ее качества и конкурентоспособности. И последовательный отказ от грязных производств принесет экономическую отдачу.
1,9 миллиарда рублей планируется в течение 2008-2010 гг. израсходовать из федерального бюджета на ликвидацию экологическго ущерба прошлых лет
Согласно исследованию Всемирного банка по прошлому экологическому ущербу в РФ, с этим ущербом постоянно сталкиваются 87,8 процента опрошенных. 40 процентов респондентов сообщили, что сталкивались с терриконниками шахт, породными отвалами угольных разрезов, хвостохранилищами обогатительных фабрик, заброшенными карьерами, предприятиями и т.п. 35 процентов - с несанкционированными свалками в населенных пунктах, заброшенными территориями неработающих предприятий. Среди конкретных объектов были названы хранилища кислых гудронов в Ярославской области, хранилище содержащих ртуть отходов производства каустика и хлора в Иркутской области, отходы горнометаллургического производства в Норильске, озера жидких радиоактивных отходов в Челябинской области
Результаты исследования Всемирного банка по прошлому экологическому ущербу в РФ показали, что 93,7 процента опрошенных россиян считают: государство, как прежний собственник предприятий, должно нести финансовую ответственность за экологический ущерб, который был нанесен деятельностью предприятий до их приватизации