На государственное лицензирование строительной деятельности отводится около полугода, после чего отрасль перейдет на саморегулирование: Госдума приняла соответствующие поправки в Градостроительный кодекс. Готовы ли к предстоящим переменам в Воронежской области?
Долой барьеры
Строительная отрасль считается в Воронежской области одной из наиболее "крепких". Сохранив производственные мощности и кадры, она достаточно успешно вошла в рыночные отношения. В прошлом году введено в строй 910 тысяч квадратных метров жилья - больше, чем когда-либо в пореформенное время. Но если поделить сданные площади на количество жителей, получается по 0,4 квадратных метра на человека. В то время как поставлена задача довести к 2010 году этот показатель до метра, что в два с половиной раза больше нынешнего. Способна ли отрасль на такой рывок?
"Вполне способна, но при условии снятия бюрократических барьеров на пути к земельным участкам, оснащения их инфраструктурой, развитии индустрии стройматериалов", - говорили на совещании руководители предприятий и организаций стройкомплекса.
Обещанные конкурсы по земельным участкам так и не были проведены. Строители не имеют возможности повлиять на этот процесс. Они лишь обращают внимание контролирующих органов на бездействие властей. "Мы бесправны перед чиновниками", - говорили выступающие. И выражали надежду, что смогут получить реальные рычаги на формирование строительной политики - после того, как заработает федеральный закон о саморегулируемых организациях (СРО).
Отвечать - так рублем
Согласно поправкам в Градостроительный кодекс, которые (скорее всего) вступят в силу с нового года, допускать к проектным, изыскательским, строительным, ремонтным работам будут СРО. С 1 января 2009-го прекратится выдача новых государственных лицензий, а спустя год - действие выданных ранее. Одновременно с этим будет вводиться страхование гражданской ответственности перед заказчиками. Таким образом, профессиональные сообщества сами будут отвечать (в том числе и рублем) за результаты работы входящих в них организаций.
Есть опасения, что это может привести к появлению на строительном рынке многочисленных фирм-однодневок, имеющих слабое представление об особенностях строительного бизнеса. Сторонники самоконтроля утверждают, что после вступления поправок в силу будет задействован самый надежный механизм ответственности участников рынка за результаты своего труда - финансовый. Сегодня в области лицензии на право строительной деятельности получили более 3500 предприятий и организаций. Может ли государство проконтролировать качество их работы? По признанию и. о. директора Воронежского филиала ФГУ "Федеральный лицензионный центр при Росстрое" Виктора Тройнина, более трехсот предприятий из списка обладателей лицензий работники центра не смогли обнаружить по юридическим адресам. Практически все строительные "пирамиды", "кинувшие" в свое время сотни жителей области, имели лицензии. При этом компенсации жертвам мошенников, как правило, выплачиваются из федерального или регионального бюджетов.
Поделили полномочия
Известно, что предлагалось несколько законопроектов, определяющих деятельность СРО. Наиболее радикальные из них предоставляли компаниям практически неограниченную свободу, а роль госструктур сводили к минимуму. Однако такой подход не нашел поддержки. Против него возразили главы регионов, на которые население возлагает ответственность за ошибки строителей. В итоге принят более "умеренный" вариант, предложенный комитетом Госдумы по строительству и земельным отношениям.
При переходе на саморегулирование необходимо учесть специфику строительной деятельности с ее многообразием работ и услуг, высокой степенью риска. По словам Мартина Шаккума, полная отмена лицензирования - без введения альтернативных механизмов - может открыть доступ на строительный рынок лицам, не имеющим соответствующей квалификации. Одобренный депутатами документ предусматривает создание СРО при частичном сохранении государственного регулирования. В частности, оставляет за государством экспертизу проектов и надзор за строительной деятельностью.
Саморегулируемые организации должны насчитывать от 50 (для инженерной и проектной деятельности) до 100 (в сфере строительства) участников. Объединения займутся разработкой собственных нормативов, однако в их основу лягут утвержденные правительством стандарты безопасности.
Скинутся на компенсации
- Пока неясно, какими требованиями будут руководствоваться компании, - говорит Виктор Тройнин. - В соответствии с Законом "О техническом регулировании" действовавшие ранее СНиПы носят рекомендательный характер, а технические регламенты до сих пор не утверждены. На мой взгляд, переходный период, в течение которого будут действовать две системы регулирования строительной деятельности, необходимо использовать для наведения порядка в технических регламентах.
Первоначально предполагалось ввести обязательное страхование гражданской ответственности перед клиентами. Однако от этого требования решили отказаться, поскольку страховые платежи сказываются на стоимости строительных работ. В окончательном тексте документа страхование является добровольным, зато создается компенсационный фонд для возмещения ущерба гражданам. Каждый участник саморегулируемой организации, выполняющей инженерные изыскания и подготовку проектной документации, должен внести в него не менее 500 тысяч рублей, а застраховавший ответственность - не менее 150 тысяч. Для "строительных" СРО эти цифры составляют соответственно 1 миллион и 300 тысяч на каждую компанию. По замыслу разработчиков закона, неотвратимость выплат компенсаций клиентам заставит объединения более тщательно подходить к отбору членов организации.
Капитал под микроскопом
- Перед СРО поставлены две задачи: ревизия строительных фирм ( чтобы отсеять случайные) и обеспечение всех видов ответственности перед заказчиками, - говорит президент Союза строителей Воронежской области Вячеслав Бутырин. - Прежде чем принять компанию в свои ряды, придется проверить историю ее деятельности в течение последних лет, фонды, профессиональный состав и многое другое. Например, фирмы с уставным капиталом 10 тысяч рублей даже и рассматриваться не будут, поскольку они не смогут ответить по своим обязательствам.
По словам Бутырина, важно избежать того, чтобы под флагом саморегулирования не начался передел рынка, его монополизация. СРО должны найти способы обеспечить реальное равноправие своих членов, защитить малый бизнес от поглощения. Для строительной отрасли, где более половины участников - малые предприятия и индивидуальные предприниматели, эти вопросы крайне актуальны. С другой стороны, необходимо учитывать способность фирм к профессиональной деятельности. Например, в области 450 организаций имеют лицензии на ведение проектных работ. Но, по словам генерального директора ОАО "Воронежпроект" Сергея Гилева, при вступлении в СРО он мог бы поддержать от силы двадцать.
Обсуждение проблемы в профессиональном сообществе показало, что большинство строительных предприятий области не против того, чтобы пользоваться возможностями саморегулирования. Для этого нужно разработать правила и стандарты, инфраструктуру, необходимую для запуска механизма саморегулирования. В скором времени строителям предстоит определиться с членством в СРО. Скорее всего, такие организации возникнут на базе действующих общественных объединений строителей.
Ольга Иванова, юрисконсульт Группы компаний НСТ:
- На мой взгляд, создание СРО еще не гарантирует должного уровня работ. В законе говорится, что организации должны разработать технические стандарты и правила, но не определено, кто должен оценивать их по критериям надежности и качества строительства. Не заложит ли тот или иной предприниматель низкий уровень таких стандартов? Нет уверенности, что в сообщество войдут только добросовестные профессионалы.
Всеволод Красовский, главный инженер проекта ООО "Архгруппа "Куб-3":
- Качество работы начинается с четкой, продуманной в деталях нормативной базы, с технических норм и правил, обязательных для проектировщиков и строителей. К сожалению, сейчас в СНиПах полная неразбериха. Если суть СРО в самоконтроле, то в строительных организациях должны быть классные специалисты, способные следить за соблюдением норм и правил.
Сергей Морозов, исполнительный директор Союза по защите интересов строителей города Воронежа:
- Трудно возразить против идеи передачи бизнес-сообществам избыточных функций государства. Еще при создании нашего союза в 2001 году мы внесли в устав субсидиарную ответственность членов за качество работы, разработали правила делового партнерства, "моральный кодекс". Для решения спорных вопросов создали свой третейский суд. Так что мы к саморегулированию готовы.