С трудом и не без опаски саморегулирование входит в нашу экономическую жизнь. Помню, как на одном из заседаний экономического клуба ФБК я прямо спросил известного эксперта, верит ли он, что саморегулирование в России приживется? Он ответил - нет! Да я и сам был готов с ним согласиться.
Тем не менее институт саморегулирования в России развивается. Вслед за арбитражными управляющими (41 СРО), которые c 2002 года работают в рамках этой инновационной структуры, обозначенной впервые в ФЗ "О несостоятельности (банкротстве"), и оценщиками (7 СРО созданы в соответствии с ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" редакции лета прошлого года) свои саморегулируемые организации, похоже, очень скоро создадут строители, архитекторы. Принятые Госдумой в июле поправки в Градостроительный кодекс РФ и в другие законодательные акты позволят создавать СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта.
Процесс действительно идет. Но надо помнить, что Закон "О саморегулируемых организациях" от 1 декабря 2007 года, за принятие которого эксперты боролись много лет, не является основанием для создания СРО профессиональными участниками рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний и специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, жилищных накопительных кооперативов, негосударственных пенсионных фондов, кредитных организаций, бюро кредитных историй.
Тем не менее в мае, выступая на "парламентском часе" в Госдуме, министр экономического развития Эльвира Набиуллина подчеркнула, что ее ведомство будет бороться за создание СРО во всех сферах экономики.
Что ж, саморегулирование уже бесспорно признано и по-настоящему востребовано. Это чувствуется теперь и по общему настрою нового правительства Владимира Путина, и по высказываниям президента Дмитрия Медведева. Государство продолжит передавать серьезную часть функций профессиональному сообществу.
По сути мы перенимаем западный опыт, который появился лет триста назад в Англии, а теперь приживается в России. Конечно, есть противоречия и критические настроения. Больше всего у экспертов и аналитиков вызывает неприятие то, что в СРО профессионалов подчас загоняют "за компанию" без возможности работать самостоятельно. Не каждому это по вкусу. Пять лет назад арбитражные управляющие-одиночки пытались удержать свои позиции, не вступая в СРО. Долго конкурировать они не смогли.
Эксперт в области оценки Надежда Миронюк, выражая мнение профессионалов высокого класса, так высказалась по этому поводу:
- Я буду вынуждена вступить в одно из семи СРО оценщиков, иначе надо будет попрощаться с профессией.
Ладно, вопрос спорный. Возможно, в российских условиях сегодня иначе нельзя. Тем более, что работа СРО подразумевает обязательное страхование ответственности члена организации, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие некачественного выполнения работ. Этот инструмент - ответственность рублем - серьезный и нужный, он заменяет контроль государственного чиновника.
Хотя это не совсем так. Скажем, арбитражные управляющие знают на практике, как чиновник регулирующего органа может влиять на жизнь саморегулируемой организации. Оно - это влияние - не прямое, опосредованное, но достаточно мощное. Помню, в бытность существования Федеральной службы финансового оздоровления все самые крупные назначения по процедурам банкротства принимались в его кабинетах. Хотя и СРО уже не ходили в мальчиках и умели находить взаимопонимание с чиновниками ФСФО.
Иными словами, в наши дни коррупционная составляющая с введением саморегулирования не исчезает. Одно хорошо, мы все-таки упорно нарабатываем опыт гражданского строительства, что в будущем зачтется.
В июле и для строителей определены цели создания СРО, содержание их деятельности, порядок приема в члены и прекращение членства, выдачи допуска к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, порядок ведения реестров своих членов и порядок ведения государственного реестра. Уточнены требования, которым должна отвечать некоммерческая организация для приобретения статуса саморегулируемой, для чего также уточнен перечень документов, принимаемых в обязательном порядке СРО.
Предусмотрена необходимость создания не позднее 1 июля 2010 года национальных объединений. Вводится переходный период, по которому выдача лицензий на выполнение инженерных изысканий, проектирование и строительство прекращается с 1 января 2009 года, а действие лицензии - с 1 января 2010 года. До 1 января 2010 года к осуществлению строительной деятельности допускаются организации, которые имеют лицензию или допуск, выданный саморегулируемыми организациями.
Профессионалы очень ждали этого дня. Чуть ли не в те же минуты, как Госдума РФ утвердила поправки в Градостроительный кодекс РФ и другие законодательные акты, интернетовская строка выдала: в Челябинской области приступили к формированию саморегулируемой организации строительных предприятий Южного Урала.
Впрочем, возможно, радость уральцев была преждевременна. К закону предъявили претензии сами профессионалы. Теперь вопрос в том, как его дорабатывать. Вернуть в стены Госдумы и тем обречь на глухую камерность либо принять таким, какой есть, и доводить на ходу, а значит, наверняка с участием новых СРО.