15.07.2008 03:50
Экономика

В России могут создать ОСАГО для турбизнеса

Участники туристического рынка не договорились, как спасти отдыхающих от форс-мажоров
Текст:  Владимир Козловский
Российская Бизнес-газета - : №0 (662)
Читать на сайте RG.RU

Закон "Об основах туристской деятельности в РФ" не в состоянии защитить людей, которых "кинули" турфирмы. Его нужно срочно реформировать. Но как именно - мнения расходятся. После известных скандалов с нашими туристами в Турции проблема обсуждалась экспертами всю минувшую неделю.

Напомним, что около тысячи человек пострадали по вине разорившейся туристической фирмы Vasko, еще 400 "обожглись" на фирме Luktour. Невзирая на внесенные лишь год назад изменения в Закон "Об основах туристской деятельности в РФ", устанавливающие финансовое обеспечение ответственности туроператоров перед туристами, максимум, на что могут рассчитывать граждане в качестве компенсации, - 1,5 тысячи рублей. При этом, по подсчетам участников рынка, убытки одних клиентов Luktour оцениваются в 300 тысяч долларов.

Банковская гарантия или страхование ответственности туроператора отнюдь не страхует всех рисков отдыхающих. Чаще всего потому, что финансовая гарантия компании слишком мала для покрытия ущерба всем клиентам. Ведь для включения в госреестр туроператоров обязали покупать страховку всего на 5 миллионов рублей. В случае с Vasko на 6 тысяч клиентов приходился страховой фонд всего в 10 миллионов рублей, хотя реальные претензии - не менее 750 долларов на человека. Специалисты считают, что необходимо расширение лимита страхового покрытия по договорам страхования гражданской ответственности туроператоров, скажем, до 50 миллионов рублей.

В случае с компанией Luktour недобросовестный туроператор просто "исчез", переложив всю ответственность вместе с правом покрыть ущерб на плечи страховых компаний, работавших с этим оператором. Но в ряде случаев страховые фирмы отказываются его покрывать. Ведь согласно нынешнему закону страховая компания может потребовать от туриста судебное решение о взыскании денег с компании, но только с отметкой судебного пристава, что исполнить невозможно. В качестве уловки страховщики могут приостановить выплаты, если против руководства компании будет возбуждено уголовное дело. А то и вовсе отказать в случае вынесения обвинительного приговора под предлогом, что преступление не входит в перечень страховых рисков. На прохождение этих процедур требуется не один месяц.

Как считает председатель Союза потребителей России Петр Шелищ, проблему нужно решать по примеру ОСАГО. Гарантом должен выступить специальный фонд, находящийся под контролем "незаинтересованных организаций" и независимый от участников страхового и туристического рынка. На сегодняшний день пострадавший турист по закону получает страховые выплаты в лучшем случае через полгода, а этот фонд помог бы ускорить сроки выплат. В экстренных случаях фонд мог бы оплатить туристу билет на самолет, а если есть необходимость, то проживание и питание в отеле вплоть до вылета. Средства для этого у турбизнеса есть. По данным Роспотребнадзора, годовой объем страховых сборов туроператоров составляет 100 миллионов долларов, а средства, потраченные на возмещение ущерба, причиненного туристам по страховым случаям, оцениваются в 2 миллиона.

Конечно, участники страхового рынка выступают решительными противниками подобного нововведения. На их взгляд, фонд будет служить "кормушкой для коррупционеров". Вместо этого они советуют гражданам более внимательно знакомиться с условиями договора. Кроме того, страховщики полагают, что если отдыхающего не устраивает стандартная страховка на 10-15 тысяч долларов при покупке турпутевки, то он может добровольно застраховаться на 100, а то и 200 тысяч. Однако едва ли выплаты по ней будут по карману рядовым туристам.

Тем временем этим летом "напороли" и перевозчики. Так, в Москве были задержки 12 рейсов компании "ВИМ-Авиа". В Ростуризме посчитали, что, согласно поправкам в Закон "Об основах туристской деятельности в РФ", ответственность несет туроператор, те не согласны и валят на перевозчика. В авиакомпании объяснили, что инциденты были вызваны выходом из строя двух воздушных судов. "ВИМ-Авиа" принесла свои извинения.

Инциденты с "ВИМ-Авиа" стали реальным поводом на практике проверить, как реализуются поправки в Закон "Об основах туристской деятельности в РФ". Участники рынка считают, что он лишь переложил ответственность на плечи туроператоров, не создав никаких предпосылок для практической его реализации. Ведь в свою очередь никто не информирует туроператора о сбоях в полетах.

Пока фонда нет и закон не поменяли, широкое распространение получила практика покупки так называемых юридических полисов туристов. Он призван подстраховать туриста, и в случае возникновения претензий максимально облегчить общение туриста с турфирмой и урегулировать конфликт внесудебным порядком. Юридический полис - это именной документ, предоставляющий его владельцу право на бесплатное получение юридических услуг, указанных в полисе, который имеет определенный срок и установленный порядок действия. Отдыхающие смогут приобретать юридические полисы в турагентствах вместе с путевкой, а также через Интернет, по телефону или непосредственно в компании, эти полисы обслуживающей. Стоимость полиса в среднем составляет 1,2 доллара за один день поездки, детям до 12 лет - бесплатно.

Туризм