Доходы региональных бюджетов растут. Во всех регионах. Областные власти купаются в деньгах, причем не умеют их толком тратить. Но центр продолжает отправлять бессмысленные теперь уже дотации на "бюджетное выравнивание", демонстрируя свою неспособность оперативно реагировать на меняющуюся ситуацию. В обстановке, когда надо учить регионы, как распределять доходы, их никто ничему не учит, зато накачивают деньгами. Финансовые власти напоминают Демьяна из басни, который пичкал своей ухой гостя, не заботясь, сможет ли он эту уху переварить.
Федеральный и региональные бюджеты в целом обеспечены необходимыми им доходами. И даже слишком, поскольку они оперируют таким объемом доходов, который не всегда могут освоить. В результате - невыполненные программы, неосвоенные ресурсы и рост остатков на счетах. Заметьте, что уже несколько лет, как никто не обсуждает необходимость увеличения дотаций регионам. А ведь недавно это была популярная тема дискуссий. Но у кого сейчас хватит наглости требовать больше денег в региональные бюджеты?
Вне зависимости от размеров и от структуры экономики региона тенденции роста доходов на региональном уровне в целом одинаковы для большинства субъектов Федерации. Иначе говоря, доходы бюджетов и "обычных" регионов, и в чем-то выдающихся, и даже (а может, тем более?) "горячих точек" растут в целом одинаково, что само по себе странно и нелогично. Такой вывод мы получили на примере анализа бюджетов четырех достаточно показательных, с нашей точки зрения, регионов. Это Приморский край, Калининградская область, Пензенская область и Республика Ингушетия. Были сравнены бюджетные доходы первых четырех месяцев текущего и прошлого годов.
Налог на прибыль - фактически главный показатель эффективности экономической политики, проводимой органами власти, - вырос в три-четыре раза. В Калининградской области - с 815 миллиардов до 3,4 триллиона рублей, в Приморском крае - с 2,2 до 6,7 триллиона рублей, в Пензенской области - с 740 миллионов до 2,3 триллиона рублей, и в Республике Ингушетия - с 12 до 36 миллионов рублей. Примечательно, что, несмотря на разительный отрыв последнего региона от остальных в абсолютных цифрах, темп прироста у него такой же, как и у всех.
Также бросается в глаза, что доля налога на прибыль в общей сумме всех доходов выросла практически в два раза, что у Республики Ингушетия (с 0,5 до 1,2 процента), что у Приморского края (с 18 до 40 процентов), что у Калининградской области (с 20 до 53 процентов).
На фоне чрезмерно высокого темпа роста налога на прибыль как-то несправедливо низким выглядит темп прироста подоходного налога. Несправедливо это выглядит исключительно с общечеловеческой точки зрения: если прибыль растет, то с не меньшим темпом должна расти и зарплата. Однако рост подоходного налога не превышает 25-30 процентов, а налога на прибыль, повторим, - 300-400 процентов. Наибольший рост поступлений от подоходного налога отмечен в Пензенской области (49 процентов), а в Республике Ингушетия и Калининградской области этот параметр находится примерно на одном уровне (32-34 процента).
А теперь самое интересное. Несмотря на все сказанное, федеральный центр не сокращает, а, наоборот, увеличивает объемы дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов, что выглядит как-то нелогично. Наибольший объем прироста данного вида дотаций зафиксирован в бюджете Республики Ингушетия (45 процентов), наименьший - Пензенской области (13 процентов, что вполне соответствует поправке на инфляцию).
Особо следует отметить Калининградскую область. В прошлом году она не получала дотаций на бюджетное выравнивание. В этом году получает - почти 8 процентов по сравнению с доходами бюджета.
Поскольку в нашем распоряжении имеются данные за четыре месяца, то в среднем процент исполнения годовых плановых установок должен составлять 33,3 процента. В первую очередь это касается порядка перечисления дотаций. Но в подавляющем большинстве случаев этот уровень не выдерживается. В среднем за январь - апрель регионы успевают получить от минфина до 40 процентов от годовой суммы дотации, а некоторые и все 50 процентов (Калининградская область).
Если сравнивать прирост за год плановых значений и фактических - ситуация не в пользу финансистов. Практически по всем показателям прирост фактических параметров не соответствует плановым. В условиях достаточно стабильной экономики неспособность органов власти точно прогнозировать бюджетные показатели (причем это происходит уже много лет подряд) - крайне неприятный факт, который остается без особого внимания только потому, что доходы растут.
Итак, современная система межбюджетных отношений, в частности ее составляющая по дотациям на бюджетное выравнивание, была сконструирована во времена, когда территориям реально не хватало бюджетных доходов. Сейчас ситуация диаметрально противоположная: доходов достаточно, и, более того, часть средств регионы просто не успевают освоить. Но в таком случае не следует ли рассмотреть вопрос постепенного (по мере роста налоговых доходов) снижения общего объема фонда, выделяемого на финансирование дотаций на бюджетное выравнивание? Это было бы вполне справедливо.