Иешуа Га-Ноцри в "Мастере и Маргарите" убедителен в своей святости и чистоте. |
Лейтенант Буров в фильме "В июне 41-го" в одиночку сделал то, что мог бы сделать взвод солдат. |
Александр Пушкин. На спектакле, который длится четыре часа, зрители сидят не шелохнувшись. |
С Сергеем Безруковым мы встретились поздно вечером после спектакля "Ведьма" по мотивам рассказов Чехова.
График многих нынешних актеров построен так, что они дают интервью различным изданиям наскоками, волнами- под проекты, под события. Вот и я знаю, что Сергею назавтра предстоит встреча с читателями одного из крупных изданий, что выходит новый спектакль "Сирано де Бержерак", что он - ведущий концерта в честь нового праздника в Муроме и что я - далеко не единственный журналист, которому он дает интервью в эти дни. Но тем не менее этот оговоренный заранее час он работает со мной так, словно играет на сцене. Выкладывается. По-другому, видимо, не умеет.
Российская газета: Сергей, поводом для нашей встречи стал новый праздник - день любви. Хорошо бы о любви и поговорить: к близким, к коллегам, к работе, к себе.... К чужим людям, кстати. Вы ведь занимаетесь благотворительностью. Люди не всегда верят, что актеры делают это искренне.
Сергей Безруков: Дело в том, что у нас огромное количество воровства существует во всех инстанциях, на любом уровне. Народ в различные фонды, компании, пирамиды не верит и боится. Перечисляешь деньги на какой-то счет, а дошли ли они до адресата? Например, Чулпан Хаматова и Дина Корзун делают просто: проводят акции, где люди дают деньги напрямую. И мы с женой Иришей всегда рады участвовать в них. В "Современнике" сколько раз проводились эти акции. Сейчас наконец-то медицинский центр будет строиться для больных детей. Я прилетел со съемок, примчался на его открытие, опоздав на час. Но не мог не приехать. Когда актер участвует в рекламе, мне это не нравится. Но когда артист своим лицом "рекламирует" благотворительность, тут я только "за".
РГ: А когда артист - лицо той или иной партии? Или участник того или иного шоу: на льду, на ринге?
Безруков: Каждый человек вправе выбирать, чем он хочет заниматься. Я занимаюсь своей профессией. И для меня это важно. У меня есть гражданская позиция. И если она в чем-то совпадает с линией какой-то партии, с правительством, с президентом - замечательно. То, что я патриот своей страны, это не громкие слова. И работы мои, и роли тому подтверждение. Я пытаюсь в них показывать русский характер. С разных сторон. Указать на промахи и ошибки и в то же время признаться в любви к своей Родине - вот что, мне кажется, должен делать художник.
РГ: После того как я услышала в вашем исполнении стихи Пушкина, специально пошла на спектакль, где вы играете роль поэта. Как вы считаете, когда мужчина завоевывает женщину, стихи могут ему помочь признаться в любви?
Безруков: Думаю, что человек, обращаясь в такой ситуации к стихам, берет лучшее из тех слов о любви, которые не может высказать сам. Потому что сложно придумать что-то более сильное по энергетике, чем стихи, допустим, Есенина. Так сказать мы в жизни не можем. Не дано ни вам, ни мне.
РГ: И вы часто прибегаете в жизни к стихам, когда вам нужно произвести впечатление?
Безруков: Стихи люблю читать очень. Есть любимые поэты: Блок, Мандельштам. Есть просто по духу близкие - Есенин. У него есть стихи упоительные. Есть романтика, светлая, чистая, как в "Анне Снегиной", - совсем воздушная. Но есть стихотворения и с горечью.
РГ: Вы не думали о специальной программе, где будут собраны любимые стихи в вашем исполнении?
Безруков: Буду выпускать сейчас есенинский диск "Хулиган". В сериале, посвященном поэту, осталось не так много стихов Есенина из тех, что я читал. Вырезали половину. Они просто не поверили в то, что стихи с экрана могут восприниматься зрителем. А оказалось как раз наоборот: не хватило. Чтобы восполнить эту недостачу, я решил записать диск. Там будут и песни на стихи Сергея Есенина, которые я сочинил сам. Это будет литературная композиция, где я буду и петь, и читать стихи.
РГ: Сергей, у вас такие огромные роли - и Есенин, и Саша Белый, и Пушкин, и Иешуа... Анекдоты даже есть на эту тему. Например, выпускают Библию, на обложке которой - лицо Сергея Безрукова...
Безруков: Думаю, что все это от "доброты душевной". Зависть, цинизм, которые порой превалируют в людях, это печально!
РГ: Мой вопрос не о людской оценке, а о вас. Актер, который берется за такие серьезные работы. И одной хватило бы на всю жизнь. Как вы переключаетесь?
Безруков: Мне это нравится. Не понимаю: разве плохо, что актер за свою жизнь может сыграть много ролей и быть в каждой разным? Ведь это то, к чему стремятся многие актеры. Просто не у всех получается. Потому что у них - одно амплуа, которое они не могут изменить. А мне дано Богом и от родителей. Я могу быть разным в профессии. Кто-то поверил в бандита Сашу Белого. Но я же не бандит в жизни! А потом был участковый. Есть и Есенин, и Иешуа... Чем больше будет ролей, тем лучше.
РГ: Я видела в "Табакерке" ваш спектакль "Псих". Кстати, вы, говорят, по нему диск выпустили?
Безруков: Да. И на диске, к счастью, сохранилась та энергетика, которую нес спектакль. Когда его монтировали, постарались сделать так, чтобы не упустить вот это живое дыхание постановки. Люди, которые уже посмотрели, сказали, что все передано верно.
РГ: Этот спектакль для актера такая соковыжималка....
Безруков: Да сейчас все спектакли у меня такие. А Сирано де Бержерак? А Пушкин? Четыре часа идет!
РГ: Где вы берете эту энергию?
Безруков: Не знаю. В момент выхода на сцену... Я могу быть жутко уставший, но как только выхожу на сцену, что-то случается. Когда я вижу глаза зрителей, партнеров, где-то во мне переключается тумблер, и я даже не представляю, откуда берутся силы. Потом, после спектакля, да - ощущение выжатого лимона. Но на сцене, в кадре есть ощущение такого куража...
РГ: По роду таланта вы очень обаятельный актер. Но в жизни, особенно в нашей реальности, наверняка есть масса ситуаций, которые провоцируют на резкий ответ...
Безруков: Стараюсь не отвечать. А хамства много. Злобы и зависти. Конечно же, они не могут не задевать. Главное, это не допускать до себя, держать в стороне, потому что пытаться исправить циника очень сложно. Рассказывать ему о том, как ты любишь мир, окружающих, бесполезно: циник никогда не поверит. Он будет сидеть напротив, кивать и говорить: не верю. И мне таких людей жалко.
РГ: А романтиков, которые разочаровываются во всем, не жалко?
Безруков: Как сказать... "Безумству храбрых поем мы песню". В этом жизнь. Неужели она заключается в образе премудрого пескаря, который все про все знает, заранее все уже просчитал и ему ничего не интересно? Это очень скучно. Пускай некоторые будут разбиваться в кровь, спотыкаться, падать, но романтик он и есть романтик, он все равно встанет. Даже перед смертью он все равно улыбнется. Да, я, может быть, убежденный романтик в жизни, несмотря на усталость и на то, что мне в этом году в октябре исполнится 35. Помните, есть у чеховского Платонова знаменитый монолог: "Мне 35, Лермонтов к этому времени семь лет как лежал в могиле. Я мог бы быть Шопенгауэром, Достоевским!.."
РГ: У вас не возникают такие мысли: как, я же мог сыграть такую-то роль, но не сыграл?
Безруков: Я не сыграл Ромео... Хлестакова.... Гамлета... Чацкого. И многие герои прошли мимо. Может быть, некоторых из них я успею вернуть. Но впереди еще другие роли. Самое важное - это умение перейти из одного амплуа в другое. Остаться инфантильным юным геройчиком мне не грозит, потому как изначально гены другие: у нас в роду все мужики настоящие. Я играл в свои 20 с лишним молодых. И Моцарт у меня такой порхающий, летающий, "инфант террибль". Но во втором акте это уже взрослый человек, который в свои 37 лет пытается порхать, а не получается, потому что жизнь задавила. Он старается быть легким, но уже вериги на ногах. Он не может взлететь, оторваться. При этом в душе он - абсолютный ребенок.
РГ: Почему вы не сыграли в новом фильме Тимура Бекмамбетова "Особо опасен"? Только озвучили для русской версии главного героя. Бекмамбетов не предлагал вам?
Безруков: Нет.
РГ: Вы играете в новом фильме "Адмиралъ"? Я смотрела трейлер, но не увидела вас в нем.
Безруков: Просто я в фильме неузнаваем. Люблю эксперименты ставить над собой. Когда собирают фокус-группы, которые смотрят картину, то их участники обычно называют актеров: Константин Хабенский, играющий Колчака, Боярская - Темерева. Режиссер Андрей Кравчук заметил мне: "Про тебя почему-то все время говорят: это Каппель". С моей стороны перед моим героем - Владимиром Оскаровичем Каппелем - абсолютное коленопреклонение, потому что он был уникальной личностью. В 37 лет - генерал. Потомственный швед, любящий Россию, преданный ей беззаветно. Роль небольшая, но она в финале очень важна, потому что по сюжету завязана с Колчаком: Каппель был его правой рукой.
РГ: Вы так говорите о России.... Вы, когда звание народного артиста России получали, вас, наверное, такие чувства переполняли?..
Безруков: Официальной церемонии не было. Мне просто сказали о том, что я уже народный, и все.
Что почувствовал? Одно обстоятельство: что все-таки мастера уровня Олега Павловича Табакова, они - народные Союза.
РГ: Но Союза уже нет...
Безруков: Но все равно масштаб сразу ощущается. Потому что, когда ты становишься на одну вроде бы ступень: они - народные и я - тоже, как-то неловко становится. А так они - Союза, а мы - РФ!.. Хотя говорят: перестань, что неудобного? Меня во всех программках давно писали "народный". И объявляли даже так, а я все равно опровергал. Но есть некая официальная приятность. Как сказала Наталья Гундарева про звание народного: "Во всяком случае, бодрит"...
РГ: Вы верите в содружество актеров? У вас получается актерская компания, переходящая из фильма в фильм. Я имею в виду массовое кино, начиная с "Иронии судьбы. Продолжение", сейчас те же герои собрались у Бекмамбетова. Те же самые будут в картине "Адмиралъ" и, может быть, где-то еще...
Безруков: Когда зритель видит актеров из одной истории в другой, он не доверяет самой истории. Но есть разные фильмы. Есть "Ирония судьбы. Продолжение", и есть "Адмиралъ". В силу большой разницы этих проектов я бы не злоупотреблял своеобразной нашей троицей. Хорошо, что все-таки в фильме "Адмиралъ" главные герои - они вдвоем. Лиза Боярская замечательно играет Темереву, влюбленную в Колчака. А я - неузнаваемый, и роль небольшая. А с Костей Хабенским у нас уже давнишняя история. Он, например, замечательно играл Троцкого в "Есенине". Жаль, что эту его работу так никто и не отметил. Незаметно она как-то прошла...
РГ: "Дозоры" перебили..
Безруков: Какие там "Дозоры"! Вот в "Есенине": Костя сыграл Троцкого, Ксюша Раппопорт - Бениславскую... А Катя Гусева - Миклашевскую! Небольшая роль, но тоже отличная работа. Мне жалко, что люди увлеклись политической подоплекой этого сериала. Бури эмоций и войн, которые велись между патриотами и националистами. Все это ненужное и наносное, а если разобрать саму картину, сцены и актерские работы с точки зрения искусства? Никто не удосужился! Все было окрашено политически.
Вот, например, та же самая "Бригада". Не разобрали роль! Как, допустим, сыграть криминального крестного отца? Эволюцию Саши Белого - этого паренька, пришедшего из армии, - от старшего сержанта погранвойск до бандита.
РГ: И это при том, что о "Бригаде" столько писали...
Безруков: А писали совершенно не то. Про бандитизм, про дурное влияние... Но я-то не Саша Белый, я - актер Сергей Безруков, я играл роль.
РГ: Многие молодые люди мечтали быть похожими на Сашу Белого.
Безруков: Робин Гуд - был такой бандит. Некоторые играли потом в Робин Гуда. Он был реально действующий персонаж. Но Саша Белый - это вымысел. Это придуманная история, гангстерская сага типа "Однажды в Америке". Тем не менее все как сошли с ума: Безруков - это Саша Белый!
А потом я "перепрыгнул через голову", убрал практически все краски и сделал абсолютно акварельный образ участкового Кравцова. В сериале "Участок". Для актера - это называется акварель - просто органичное существование. Вообще нет никаких приспособлений. Просто взгляд.
А сколько я нахлебался от огромного количества добрых людей, которые пытались мне поставить в вину роль Иисуса Христа. Да не Иисус - Иешуа! Читайте Булгакова!
РГ: Зачем вы читаете эту критику?
Безруков: Я просто пытаюсь разобраться: неужели они все видят и прекрасно понимают, но никогда не примут? А в фильме "В июне 41-го" я сыграл русского солдата! У нас любят сразу зачеркнуть, буквально приклеить ярлык: "Да какой герой? Таких героев было в начале войны миллионы!" И хорошо, что были такие люди. Ведь это - настоящие воины. Важно даже не столько, как я сыграл. Неужели сама роль не вызывает симпатия и желания говорить: пускай будет как можно больше таких ролей, тогда воспитание в армии будет такое, что если дана присяга, то рядовой погибнет на посту, если нужно. Потому что не может иначе, присяга - не пустые слова.
А тут аналогии с Сашей Белым...
РГ: Ну да, цитирую: "Иешуа говорит голосом Саши Белого". Но я думаю, Сергей, что о вас еще будут писать и писать. И ваши роли еще будут разбирать и разбирать...
Безруков: Не надо! Я работаю не для того, чтобы потом писали. Я действительно отдаюсь каждой роли. А оценят критики - не оценят, разберут - не разберут... Есть собственная правда - внутренняя, моя. Если я потратился, если я отдался, если я сам себе внутренне в этой роли верю...
И ведь роли разные, и в этом такой потрясающий кайф актерский...
РГ: Вы его в каждой работе ловите?
Безруков: Да. Это по нашей актерской кухне. Кто-то не может перевоплотиться до такой степени, когда начинает жить в образе своего героя, становиться им. Все равно есть некий зазорчик. Понимаете, актеры играют кого-то. А нет ничего скучнее, когда кого-то играешь и сам в это не веришь.
Есть актерские корни, которые воспитаны моей школой - Школой-студией МХАТ. Я - мхатовец. У меня корневая система - будь здоров! У меня отец - мхатовец, его учили мхатовцы. И меня тоже! Табаков - мхатовец! Я обожаю играть, но при этом, перевоплощаясь, жить. Вот захотелось мне побыть гангстером. И я на полтора года стал им! Раз - и ты живешь другой жизнью. Мы же все только об этом и мечтаем.
Вспомните, как гениально Вицин играл Мишеньку Бальзаминова: вот если бы я был царь..... Это вот то же самое ощущение. Детское. Я был рад, когда мне предложили сыграть в фильме про войну. Я надел форму, и она - как влитая. Вот оно - превращение!
РГ: А Сирано?
Безруков: Сирано? Страшный человек. Имеется в виду уродливое лицо, но какая боль ребенка. Он обаятельный даже в своем уродстве. Очень интересное у меня лицо, я специально грим себе подобрал, нос сделал. Причем не читал ничего о Сирано нарочно. Хотя мне предлагали литературу. Я хотел абстрагироваться, сделать сам. И когда мы сами придумали нос, мне принесли материал и сказали: обрати внимание, ты читай, какой нос был у Сирано. (Протягивают мне мобильный телефон, где фотография грима Сергея в роли Сирано. На носу - рубец.) Я угадал! Вот это момент той самой актерской интуиции, когда ты просто угадываешь своего героя. У него был нос весь в шрамах. Этакие бойцовские ссадины...
Сирано во всех спектаклях и фильмах - человек уже довольно-таки немолодой, а ведь они с Роксаной практически ровесники, у них разница около пяти с лишним лет. Ему от силы 27, он еще очень молод!
РГ: Потому что его редко когда играют молодые актеры...
Безруков: А он - молод! Он этакий "сержант", он боец. Он воин в первую очередь.
РГ: Он - поэт.
Безруков: Да, не спорю. Но и воин. Он - все вместе. Он великолепный, остроумный, блестящий. Но когда надо, он профессиональный боец.
РГ: Вы сейчас снимаетесь в картине по роману Мамина-Сибиряка "Дикое счастье" на Свердловской киностудии...
Безруков: Буду. Идут переговоры. Но уже готовлюсь заранее (показывает на себя) - почему, вы думаете, я так выгляжу: бороду отпустил, волосы длинные?
А на Свердловской киностудии я решил сняться потому, что материал уж больно хороший. Это классика. Урал. Мне интересно покопаться в характере человека Гордея Брагина, который золото добывает. Нашел золотую жилу, и постепенно золото свело его с ума.
РГ: А вам не обидно, когда у вас очень сильная актерская работа и вы понимаете, что весь фильм, в котором вы снимаетесь, до вашей работы не дотягивает?
Безруков: Ну, куда деваться. Результат в кино - это вообще лотерея!