Если изменения в структуре сельскохозяйственного производства найдут понимание в региональном правительстве, продукция сельских товаропроизводителей сможет конкурировать на рынке.
На последней перед каникулами сессии Законодательного собрания края депутаты на время предались ностальгии. По временам давним и не очень. Обсуждалась концепция государственной поддержки села. Многое в ней было знакомо, многое уходило корнями в советские или постсоветские времена. Однако прошлое - не синоним худшего.
Комитет по делам села и аграрной политике Законодательного собрания края работал над концепцией долго и не в одиночку. Было немало консультаций со специалистами экспертного совета, с депутатами-аграриями из комитета по экономической политике. Посыл таков. Несмотря на то, что из бюджета края с каждым годом выделяется все больше денег на поддержку села - больше, чем в соседних Новосибирской области и Алтайском крае, - продукция местных сельхозпроизводителей остается неконкурентоспособной. Нередко даже на собственном рынке.
Сегодня господдержка села осуществляется по 72 направлениям. По сути, краевая власть компенсирует едва ли не все затраты крестьян. Ни много ни мало - 24 тысячи платежных поручений на предоставление им субсидий подписало в прошлом году агентство сельского хозяйства администрации края.
- Мы превратили агентство в бухгалтерию, - говорит председатель комитета по делам села и аграрной политики ЗС края Александр Дамм. - А оно должно заниматься стратегией развития села.
С другой стороны, чтобы получить из бюджета даже незначительную сумму, селянин должен представить ворох бумажек, обить десятки порогов. Такая ситуация провоцирует чиновничий произвол, отбивает у директоров хозяйств охоту прибегать к помощи государства. Либо приводит к такому комическому следствию: в некоторых сельскохозяйственных предприятиях появилась специальная должность - что-то вроде специалиста по сбору и сдаче документов для получения государственной поддержки. Как всякий человек, занятый делом, он тоже получает жалованье в своем акционерном обществе или в ООО.
Вывод таков: казенные деньги направляются не по адресу. Если продолжать вкладывать средства господдержки в производство, но при этом не дать сельхозтоваропроизводителю сбывать свою продукцию по выгодной цене, ни в селе, ни на рынке ничего не изменится. Крестьянин в массе своей останется нищ, а рынок займет продукция из других регионов.
В основу новой концепции лег тезис: главное - создать условия для расширения рынка сбыта сельхозпродукции. Чтобы этого добиться, необходимо, во-первых, существенно изменить саму структуру сельскохозяйственного производства. В советские времена за создание непрофильных направлений могли сурово наказать, теперь это называется диверсификацией производства и приветствуется. Кроме того, предполагается оказание помощи в реконструкции уже имеющихся мощностей, создание государственного заказа для крестьян, формирование трех краевых продовольственных фондов - по мясу, молоку и зерну. На закупку продовольствия для государственных и муниципальных нужд в бюджете края заложено 600 миллионов рублей. Однако система госзаказа сегодня никак не касается красноярских сельхозтоваропроизводителей.
- Лоты предусматривают наличие одновременно мяса, молока, овощей, фруктов, - поясняет Александр Дамм. - Ни один наш товаропроизводитель не в состоянии выставить на тендер такую корзину. Если формировать их отдельно по каждой товарной позиции, участие в структуре госзаказа станет реальностью.
Создание продовольственных фондов авторы концепции связывают напрямую с темой продовольственной безопасности края. Сегодня потребности внутрикраевого рынка по молоку закрываются в среднем на 60-70 процентов, по мясу и того меньше. Между тем есть собственный опыт, накопленный в середине 90-х годов прошлого века. Созданный тогда в крае зерновой фонд ежегодно закупал у крестьян зерно, кредитовал их, в случае неурожая использовал механизм перераспределения - словом, выполнял функции рыночного регулятора. Позже фонд расформировали по политическим причинам. Сегодня депутаты предлагают вернуться к прошлому опыту.
Вторая группа мер связана с прямым финансированием затрат сельхозтоваропроизводителей. При этом из 72 направлений авторы концепции предлагают оставить четыре-пять. Меняется сама суть субсидирования: деньги вкладываются не просто слепо в механизмы и работу, а покрывают затраты на производство товарной продукции. Той, что потребна на рынке. В частности, это касается производства мяса и молока. Субсидии будут покрывать часть затрат на покупку техники, средств химзащиты семян и минеральных удобрений. А главное - депутаты ЗС предлагают, по сути, возродить систему потребительской кооперации на селе с участием администраций муниципальных образований.
Обсуждение "концептуальных предложений" - именно так с легкой руки спикера краевого парламента Александра Усса решено назвать документ - проходило бурно. Зато теперь сформированное на днях краевое правительство может сделать его основой полноценной программы развития регионального АПК.